Неделя 4-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Мы называем храм Божий лечебницей. Господь, создавая Церковь, общину верующих в Него людей, повелел, чтобы эта община была общиной исцеления. И мы знаем, что первые деяния апостолов были связаны с исцелением человеческого здоровья — и физического, и душевного. В Церкви человек получает исцеление, часто физическое, от святых мощей и иных святынь, от принятия Святых Христовых Таин. Но даже если исцеление не наступает, он получает исцеление души, он получает великий опыт общения с Богом через свою собственную скорбь. Это можно сравнить с явлением резонанса, когда совпадают частоты колебаний и физическое воздействие усиливается. Когда мы на одной волне со страдающим Спасителем обращаем к Нему свою молитву, мы тоже входим в состояние духовного резонанса, и сила нашей молитвы умножается.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Первые изображения Благовещения – в росписях римских катакомб – датируются рубежом II–III веков, но богослужебное выделение праздника происходит лишь в начале IV века. Повод к этому дали произведённые святой равноапостольной царицей Еленой раскопки на Святой земле и строительство храмов в местах, связанных с евангельскими событиями. Появляется базилика и в Назарете – городе Благовещения. В богослужебном календаре днём Благовещения считается 25 марта (по старому стилю). Эта дата на девять месяцев отстоит от условной даты Рождества Христова. Но изначально отправной точкой расчётов была связь Благовещения и дня Распятия Христа. О том, что Пасха Крестная и Благовещение произошли в один день, 25 марта, впервые сказали Тертуллиан (155/165–220/240) и священномученик Ипполит Римский (около 170–235).
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА О СОБЫТИИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого Благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был наследником прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение прародителей смыть преизбытком силы. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришёл и спас нас.