Седмица 28-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
2:21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
2:22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
2:23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
2:24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
2:25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
2:26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Евангелие от Луки
19:37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
19:38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
19:39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
19:40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
19:41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
19:42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
19:43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
19:44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.
Иногда, приступая к исповеди, мы не знаем, о чем сказать, и как автомат повторяем, будто заученный текст, одни и те же грехи: перечисляются те или иные пороки и проступки, и прибавляется слово «грешен» или «грешна». Когда человек так исповедуется, становится совершенно очевидно, что никакого испытания совести не было, потому что проходящий через это испытание будет говорить о самом главном, что его поразило, о том, что он в себе открыл, – о том грехе или пороке, с которым он не может справиться.
Ученики прославляют Иисуса
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.
Лк. 19: 37-44
В сегодняшнем Евангелии рассказывается, как «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они».
Что означал возглас «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:38)? Народ признал за Иисусом мессианское достоинство, увидел в Нем Царя Израилева, который пришел, чтобы восстановить утраченное могущество Израильского царства. Именно с восстановлением политического могущества Израиля (и более конкретно — с освобождением от власти римлян) были, в первую очередь, связаны мессианские ожидания. В грядущем Помазаннике видели, во-первых, Царя и национального вождя. Лишь во вторую очередь в нем ожидали увидеть религиозного вождя и пророка. Мессия должен был стать вторым Давидом, в одном лице совмещавшим царское и пророческое служения.
В то же время, идея политической независимости была тесно связана с представлением о богоизбранности Израильского народа: вот почему ожидаемый Царь и Пророк должен был прийти «во имя Господне». В Его приходе видели исполнение воли Божьей, восстановление божественной справедливости. Весь народ объединяла «надежда на то, что долгая израильская история наконец придет к своей назначенной Богом цели».
Несмотря на отсутствие у еврейского народа единой, четко сформулированной концепции Мессии, тот факт, что с Мессией связывались политические надежды, не вызывает сомнения. Вопрос в другом: почему Иисус принял, как кажется, царские почести? Почему Он не только не захотел их избежать, но наоборот, как следует из синоптических Евангелий, организовал Свой въезд в Иерусалим таким образом, чтобы дать возможность народу в полной мере выразить чувства и эмоции, связанные с ожиданием могущественного царя?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны вспомнить о том, что Иисус всегда поступал последовательно, выстраивая Свои слова и действия таким образом, чтобы они привели к цели, для достижения которой Он пришел. А целью было отнюдь не воцарение в Иерусалиме в качестве политического вождя: целью было распятие на кресте. Именно поэтому многие поступки и слова Иисуса не вписываются в обычную человеческую логику, а оказываются прямо противоположны ей. Иисус принял царские почести и восторженные возгласы толпы, зная, что в скором времени им на смену придут крики проклятия и ненависти. Торжественный въезд в Иерусалим под крики ликующей толпы был одним из этапов Его восхождения на Голгофу.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ГРИГОРИЯ ДЕКАПОЛИТА
Преподобный Григорий родился около 780–790 годов в Иренополисе (один из десяти городов Десятиградия Исаврийского в Сирии). Стремясь к монашеству, он оставил дом и несколько лет провёл в уединении на Пелопоннесе. Это было время правления императора Феофила (829–842) и нового гонения на иконы. Около 827 года преподобный Григорий, побуждаемый Богом, отправился в миссионерское путешествие по греческим и итальянским городам, защищая иконопочитание и исцеляя людей. Житие святого говорит, что в этом путешествии чудесные исцеления совершались не только над христианами. Во время пребывания святого в Италии он на дороге из Отранто встретился с отрядом сарацин. Когда один из них поднял копьё, чтобы убить святого, рука мусульманина мгновенно окостенела. Преподобный исцелил араба, прикоснувшись к его руке.
О ЛЮБИМОМ УЧЕНИКЕ ХРИСТА
Автор четвёртого Евангелия, рассказывая о тех или иных событиях, говорит о некоем ученике, которого особенно любил Господь. Из самого Евангелия следует, что «ученик, которого любил Иисус», входил в число двенадцати апостолов, ранее был учеником святого Иоанна Предтечи и пришёл ко Христу вместе с апостолом Андреем Первозванным, что он «был знаком первосвященнику» и Сам Господь с креста поручил ему заботиться о Своей Матери. Во всех этих эпизодах святоотеческое Предание видит указание на самого автора Евангелия – апостола Иоанна Зеведеева. Впервые это толкование встречается у святителя Иринея Лионского, который пишет, что последнее Евангелие написано апостолом Иоанном – «учеником Господа, возлежавшим на Его груди». Блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя, почему Иоанн был любимым учеником, говорит: «Если ты и сам желаешь возлежать ближе к Иисусу, и припасть к персям Его, и научиться от Него тайнам, постарайся заслужить любовь Его простотой и добротой. Ибо Иоанн был незлобивее, проще и кротче всех и за это был любим».