Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
5:21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
5:23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
5:25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
5:26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
Евангелие от Луки
5:12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
5:13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
5:14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.
5:15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
5:16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
Будучи поражены грехом, мы совершаем недобрые дела — те, которые затворяют для нас двери Царствия Небесного, которые облачают нас в «срамные одежды», несовместимые со святостью Царства Божия. Но Господь, «нас ради и нашего ради спасения» принесший Себя в жертву, дарует нам великую надежду на спасение, потому что нет такого греха, который нельзя было бы повергнуть пред Богом в покаянии и не получить прощения и избавления от этого греха. Вся жизнь христианина заключается в борьбе с грехом, в преодолении себя, в совлечении срамной ризы и облачении в светлые одежды, одежды добродетели и спасения.
Исцеление прокаженного
Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился.
Лк. 5: 12-16
Сегодняшнее дневное Евангелие говорит об исцелении прокаженного в Капернауме.
Чтобы оценить всю значимость истории про исцеление прокаженного для современников Иисуса, мы должны остановиться на том, что понималось под термином «проказа» в Его времена, и каков был социальный статус прокаженных.
Проказа считалась нечистотой, и прокаженные должны были жить отдельно от прочих людей, чтобы зараза не передалась другим: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45–46). Обязанность объявлять того или иного человека нечистым лежала на священниках. Они же объявляли о восстановлении чистоты, если человек «исцелился от болезни прокажения». На этот случай предписывались специальные ритуалы, включавшие омовение тела исцелившегося, бритье волос по всему телу, стирку одежд, а также принесение жертвы за грех (Лев. 14:3–32).
Прокаженные в древнем Израиле были изгоями. Они жили небольшими общинами вне городов, им было запрещено приближаться к здоровым людям, от них отказывались родственники, их боялись знакомые и друзья. Болезнь, судя по всему, имела достаточно широкое распространение и в ее тяжелых формах практически не поддавалась лечению.
Прокаженный, о котором повествует Евангелист, подходит к Иисусу со странной просьбой: «Если хочешь, можешь меня очистить». Что означают в данном контексте слова «если хочешь»? Не означают ли они, что прокаженный сомневается в желании или способности Иисуса совершить исцеление? На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст. В словах прокаженного он видит подтверждение искренней и горячей веры в Иисуса: прокаженный не настаивает на исполнении своей просьбы, «но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ ВЫСОЦКОГО, МЛАДШЕГО
Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший был прославлен чудесами с момента своего погребения в 1395 году. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошёл на его погребение и за это подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Не раз братия слышала над гробом преподобного Афанасия пение: «Святый Боже…» или видела самого преподобного, ходящего вокруг монастыря с кадилом и возжжённой свечою. Во время нашествия татар на Серпухов неприятели и некоторые жители города видели, как из обители выехал на белом коне инок с большим жезлом в руке. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них. После этого видения татары немедленно сняли осаду города.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ ВЫСОЦКОГО, МЛАДШЕГО
Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший был прославлен чудесами с момента своего погребения в 1395 году. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошёл на его погребение и за это подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Не раз братия слышала над гробом преподобного Афанасия пение: «Святый Боже…» или видела самого преподобного, ходящего вокруг монастыря с кадилом и возжжённой свечою. Во время нашествия татар на Серпухов неприятели и некоторые жители города видели, как из обители выехал на белом коне инок с большим жезлом в руке. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них. После этого видения татары немедленно сняли осаду города.
ИЗ ИСТОРИИ ВЫСОЦКОГО СЕРПУХОВСКОГО МОНАСТЫРЯ
В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник благоверного князя Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, преподобный пришёл в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь в память Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Обитель была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Её называли поэтому «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошёл в историю Русской Церкви её основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий, Старший. Многие русские подвижники прошли здесь, «на Высоком», школу иночества. Как учил преподобный Афанасий, «иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают».