Седмица 10-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
1:4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
1:5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
1:6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
1:7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Евангелие от Матфея
21:43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
21:44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
21:45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
21:46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги... Сегодня мы впускаем врага в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским — и в отношении духовных ценностей, и с точки зрения национальных интересов. Мы с легкостью впускаем врага в свой дом и очень часто проигрываем невидимую битву. Тогда мы начинаем говорить чужими словами, мыслить чужими мыслями, поклоняться чужим идеалам, которые сегодня чаще всего являются идеалами языческими, плотскими, греховными, увлекающими и человека как личность, и человеческое общество на путь погибели.
Толкование притчи о злых виноградарях
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Мф. 21: 43-46
Чтение из Евангелия от Матфея, положенное на сегодняшний день, — это толкование Иисуса к притче о злых виноградарях. Именно в этих словах Иисус с наибольшей прямотой говорит, что Царство Небесное будет отнято у народа, который отверг Сына Божия.
Эта же притча в Евангелиях от Марка и Луки изложена в несколько иной редакции (Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19). Здесь хозяин виноградника сначала посылал к виноградарям не рабов, а одного раба: виноградари избили его и отослали ни с чем. Тогда он послал к ним другого: его также избили и обесчестили. Третьего раба, согласно Марку, убили, «и многих других то били, то убивали». Согласно Луке, третьего раба, «изранив, выгнали». Тогда хозяин послал к виноградарям своего «сына возлюбленного»: его схватили, вывели из виноградника и убили.
На вопрос о том, что сделает хозяин виноградника, Иисус, не дожидаясь ответа от собеседников, отвечает Сам: «Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим». Слушатели, согласно Луке, восклицают: «Да не будет!». Иисус же произносит слова о камне, который отвергли строители, и этими словами у Марка и Луки Его речь завершается. Слова о том, что Царство Небесное отнимется у народа Израильского и будет отдано другому народу, у Марка и Луки отсутствуют. Однако оба Евангелиста согласны с Матфеем в том, что слушатели узнали себя в произнесенной Иисусом притче.
Версия Матфея в данном случае оказывается наиболее полной и с точки зрения изложения притчи, и с точки зрения ее истолкования. Именно в этой версии мы находим истоки того учения, которое современные либеральные критики называют «заместительной теологией», имея в виду, что, согласно этому учению, Церковь как бы заместила собой Израиль. Современное западное богословие — как протестантское, так и католическое после II Ватиканского собора — увидело в «заместительной теологии» признаки антисемитизма и фактически отказалось от него. Однако, с точки зрения Православной Церкви, учение о новом Израиле не имеет антисемитской подоплеки, так же как антисемитскими нельзя назвать сочинения Отцов Церкви, содержащие полемику с иудаизмом.
Этот стих не противоречит ни учению Иисуса, ни позиции Матфея, как она отражена в его Евангелии (если вообще допустить, что его позиция могла в чем-то отличаться от учения Иисуса). Данный стих, хотя и отсутствует у Марка и Луки, является суммарным изложением смысла всей притчи и имеет ключевое значение не только для ее понимания, но и для понимания многих других новозаветных текстов, в которых говорится о последствиях отвержения Израильским народом Иисуса и Его миссии.
Узнать больше Вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СЛУЖЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает суть его служения: через проповедь покаяния вернуть иудеев к почитанию Истинного Бога. Ревность пророка Илии простёрлась даже до царского дома. Его служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853 до Р. Х.) и Охозии (853–852 до Р. Х.). В этот период в Северном царстве распространялся языческий культ Ваала. Сам царь Ахав после брака с нечестивой царицей Иезавелью, дочерью сидонского царя, отказался от истинной веры и начал служить Ваалу, построив ему храм в Самарии (3 Цар. 16:32–33). Ахав и его жена устроили гонение на пророков Божиих. Только 100 пророков благодаря ходатайству царедворца Авдия осталось в живых. Среди них и пророк Илия, который скрывался у потока Хорафа, восточнее Иордана, где вороны приносили ему пищу.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ О ПРЕБЫВАНИИ СВЯТЫХ ЕНОХА И ИЛИИ В РАЮ
Угодивший Богу Енох преложен в теле, в котором угождал, предуказывая преложение праведных. И Илия был взят, как был, в созданном существе, пророчествуя вознесение духовных, и нисколько не препятствовало им тело к преложению и вознесению. Посредством тех самых рук, которыми они вначале были созданы, получили вознесение и преложение. Ибо в Адаме руки Божии обыкли образовать своё создание, держать, носить и помещать его, где они хотят. Где же был помещён первый человек? Именно в раю, как Писание говорит: «и насадил Бог рай в Едеме к востоку и поставил там созданного человека» (Быт. 2:3). Но оттуда он был низвержен в этот мир за непослушание. Поэтому и говорят пресвитеры, ученики апостольские, что приложенные приложены туда, – ибо рай приготовлен для людей праведных и духоносных и туда был восхищен апостол Павел, когда слышал глаголы, не сказанные для нас в настоящем состоянии, – и что преложенные пребудут там до скончания (мира), предначиная нетление.