Светлая седмица – сплошная. Пятница Светлой седмицы
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
3:2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3:3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
3:4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
3:5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
3:6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
3:7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
3:8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Евангелие от Иоанна
2:12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
2:13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
2:14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
2:15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
2:16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.
2:17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
2:18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
2:19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
2:20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
2:21 А Он говорил о храме тела Своего.
2:22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Через Воскресение Христово мы соприкасаемся не только с тайной преодоления смерти Сыном Божиим, ставшим Сыном Человеческим. Мы соприкасаемся со своим собственным бессмертием, так как, по слову апостола, как Христос воскрес из мертвых.., так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). Эта обновленная жизнь начинается здесь, на земле, и не прекращается с физической смертью, ибо силой Воскресения Спасителя смерть истребится как последний враг (1 Кор. 15, 26). Смерти не будет, но будет жизнь вечная, в которую каждый из нас вступит через свое собственное воскресение.
Изгнание торгующих из храма
После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Ин. 2:12-22
В Пятницу на Светлой седмице мы слышим евангельский рассказ об изгнании Иисусом торгующих из храма.
Любовь к храму, ревность о доме Божием, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем — вот какие мотивы, согласно четвертому Евангелию, двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих.
Иисус назвал храм домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его «тем, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2:49). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.
То, что Иисус совершил в храме Иерусалимском, относится к категории тех пророческих действий, которые имеют символический смысл и прочитываются по-разному в зависимости от того уровня, на котором происходит его восприятие. На одном уровне это действие воспринимается как протест против превращения храма в рынок. На другом — как пророчество о разрушении Иерусалимского храма. На третьем — как пророчество Иисуса о Своей смерти. Еще на одном уровне это действие воспринимается как знак того, что культ жертвоприношений приходит к концу.
В богословском видении Иоанна это событие занимает особое место. Оно следует вскоре за словами Крестителя об Иисусе: «Вот Агнец Божий». Агнец — жертвенное животное. Одновременно агнец — символ искупления от грехов. Иоанн пишет свое Евангелие после воскресения Иисуса, когда смысл пророческого указания Крестителя на Иисуса как Агнца Божия уже в полной мере раскрыт. И событие, происшедшее в храме Иерусалимском, тоже рассматривается Иоанном через призму представления об Иисусе как Агнце Божием, Который берет на Себя грехи мира.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРЕДАНИЕ ОБ ИКОНЕ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»
Написание образа Божией Матери «Живоносный Источник» (или «Живоприемный Источник») связано с явлением целебного источника за городской стеной Константинополя, на месте которого, по преданию, император Лев I (V век) основал монастырь. Анонимный текст X века, повествующий о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него, стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV век). К изначальному рассказу Никифор добавил, что чудеса прекращались во время латинского владычества в Константинополе (1204–1261) и Лионской унии (1274) и возобновились после воцарения императора Андроника II Палеолога (1282–1328). По преданию, от монастырской иконы «Живоносный Источник» получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина.
ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛОВ АЛЕУТАМ
Святитель Иннокентий Московский, в первый раз подъезжая к острову Акун, увидел, что все местные алеу‑ ты в праздничной одежде встречают его на берегу. Он спросил их, откуда они узнали о его приезде. Алеуты от‑ ветили, что их шаман, старик Иван Смиренников, сказал, что к ним сегодня прие‑ дет священник, который будет учить их молить‑ ся Богу, и описал им его наружность. Встретив Смиренникова, святитель стал расспрашивать его о его жизни. Старик рассказал, что он не‑ грамотен, но знает Евангелие и молитвы. И что у него есть двое товарищей, белых людей, кото‑ рые живут недалеко в горах и приходят к нему каждый день, с тех пор как он принял Креще‑ ние. И описал их так, как изображают Ангелов. Святитель спросил Смиренникова, может ли и он их увидеть. Старик обещал спросить и, ког‑ да святитель снова приехал на остров, сказал, что белые люди ответили: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому же, чему мы?» Святитель посчитал себя недостойным видеть Ангелов и запретил алеутам называть Смирен‑ никова шаманом.