Седмица 2-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Осуждая других, мы, порой сами того даже не подозревая и не отдавая себе в том отчета, превозносим тем самым самих себя. Ведь модель осуждения нами другого человека и доныне такова, какой она была явлена нам в притче Спасителя о мытаре и фарисее: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Логика осуждения в явной или скрытой форме всегда подразумевает самовосхваление и самоутверждение за счет поставления себя выше того человека, которого осуждают. И нет никакой разницы между книжниками и фарисеями, готовыми побить камнями блудницу, и нами, которые побивают ближних своими словами.
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ О СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКАХ
Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении и без гонения оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях. Все подобны один другому, все равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы.
О ЧИСЛЕ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ
От евангелиста Матфея мы знаем, что после поклонения Младенцу Христу волхвов по указу царя Ирода в Вифлееме были убиты все младенцы. Воинам надлежало убить младенцев до двух лет, но возраст определяли «на глаз», поэтому пострадали и более взрослые дети. Точное количество убитых детей неизвестно. Сонм первых мучеников за Христа, по преданию, включал тысячи детей. Блаженный Иероним Стридонский (IV век) пишет: «Их (волхвов), конечно, следует признать избранными, а Ирод, книжники и фарисеи, напротив, отвергаются, ибо из-за одного Младенца умертвили много тысяч людей». У принятой на Православном Востоке символической цифры 14 000 библейская основа. Евангелие видит в избиении младенцев исполнение пророчества Иеремии о Рахили, которая плачет о детях своих (Мф. 2:18; Иер. 31:15). Священное Писание сыновьями Рахили называет не только Иосифа и Вениамина, но и её внуков – «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего 14 душ» (Быт. 46:22). По 14 тысячам сыновей и плакала Рахиль спустя много веков.