Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
1:11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
1:12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
2:1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2:2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Евангелие от Луки
19:45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
19:46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
19:47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
19:48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Чтобы получать помощь от Бога, нужно войти в Божий мир и не препятствовать Ему распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для этого нужно знать, что́ есть Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, слова Господа и стремиться выполнять их в своей жизни. Только тогда человек, слушающий Бога, становится частью Божиего мира и на него обильно изливается Божественная сила. И не только человеческие страсти, не только диавольские искушения, но и любые средостения разрушаются на пути человека, который обладает огромной внутренней силой. Такими были святые Божии угодники, явившие нам пример того, что́ есть жизнь в Боге.
Изгнание торгующих из храма
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Лк. 19: 45-48
Любовь к храму, ревность о доме Божием, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем — вот какие мотивы двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих. Об этом мы читаем в сегодняшнем Евангелии.
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, какими словами Иисус обозначил храм: Он назвал его домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его «тем, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2:49). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.
Эта традиция была ясно выражена Соломоном в словах, которые он произнес после того, как построил храм Иерусалимский: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар. 8:12–13). В молитве, сопровождавшей освящение храма, Соломон говорил о небе как жилище Божьем, но одновременно и о храме как месте постоянного пребывания Бога на земле.
Действия Иисуса в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вел, главным образом, в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Иисус совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.
Символизм двух акций изгнания торгующих (одна описана в Евангелии от Иоанна, другая у Матфея, Марка и Луки) заключается в том, что они как бы обрамляют собой общественное служение Иисуса с обеих сторон, связывая его начало с его концом. Между этими двумя акциями — вся история полемики Иисуса с иудеями. Она начинается в храме и заканчивается в храме. Итогом этой полемики станет смерть Иисуса на кресте. Эпилогом к ней станет разрушение храма в 70 году и прекращение — раз и навсегда — связанного с ним культа жертвоприношений.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СПИРИДОНА ПРОСФОРНИКА
О преподобном Спиридоне известно, что он был родом из села и пришёл в Киево-Печерскую обитель в немолодых летах. Игумен поручил ему печь просфоры. Преподобный Спиридон, выучив наизусть Псалтирь, непрестанно читал псалмы во время своего послушания. Однажды от огня из печи загорелась кровля его келлии. Святой, взяв свою мантию, закрыл ею печь, а затем, завязав рукава своей власяницы, побежал к колодцу и налил в неё воды, призывая на помощь братию обители. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл печь, была не тронута огнём, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесённой водой горящее здание и радостно прославили Бога. Преподобный Спиридон почил, налагая на себя крестное знамение, его нетленная рука до сих пор сложена троеперстно.
ПРЕДАНИЕ О КТИТОРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В 862 году, когда арабы стали бесчинствовать на Святой Афонской горе и приближались к Ватопедской обители, экклесиарх, не желая допустить, чтобы они надругались над христианскими святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодце, который находился под помостом алтаря. Поставив перед святынями горящую свечу, он надвинул сверху мраморную плиту вровень с помостом и собрался уходить, но на него напали захватчики и увели в плен на остров Крит. Через 70 лет он освободился, вернулся на Святую Гору, в разрушенную мусульманами Ватопедскую обитель, и показал братии место, в котором спрятал от захватчиков святыни. Плиту подняли и нашли в тайнике крест и икону Богородицы, стоящую вертикально на воде и не повреждённую временем. А перед крестом и образом Царицы Небесной горела свеча. Эта свеча не угасла и горит по сей день перед Ктиторской иконой Божией Матери, которая хранится в алтаре и выносится для поклонения верующим раз в году. Насельники монастыря бережно хранят свечу, добавляя к ней воск.