Неделя 27-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
24:13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
24:14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
24:15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
24:16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
24:17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
24:18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
24:19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
24:20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
24:21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
24:22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
24:23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24:24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
24:25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
24:26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
24:27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
24:28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
24:29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
24:30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
24:31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
24:32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
24:33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
24:34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
24:35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Послание апостола Павла к Ефесянам
6:10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
6:11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
6:12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
6:13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
6:14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
6:15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
6:16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
6:17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Евангелие от Луки
13:10 В одной из синагог учил Он в субботу.
13:11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
13:12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13:13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
13:14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
13:15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
13:16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
13:17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Господь призывает нас трудиться — каждого на своем месте. Один употребляет физические силы, другой — умственные, третий — духовные; и каждый достоин пропитания (Мф. 10, 10). Когда в результате своего труда мы получаем вознаграждение — это закон жизни, и Христос никого за это не осуждал. Но, обретая материальные блага, мы никогда не должны порабощать свою душу и обязаны оставаться господами над ними — людьми, свободными во Христе, способными управлять теми ценностями, которые обрели и которые, по слову Божию, нужно употреблять во благо. Тогда ни деньги, ни имущество не отлучат нас от Спасителя, тогда в сердце нашем никоим образом не возникнет желания предать Господа, продолжая при этом называть себя христианином.
Исцеление согбенной женщины
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Лк. 13: 10-17
Евангелие от Луки включает в себя два случая исцеления, не упомянутые в других Евангелиях и имеющие между собой значительное сходство в том, что касается сопутствующих обстоятельств: исцеление согбенной женщины, о котором мы читаем сегодня, и больного водянкой. Оба чуда происходят в субботу, оба чуда дают повод Иисусу высказать Свое мнение относительно субботы с использованием примера из конкретной жизни.
Болезнь женщины обозначается словами «дух немощи». Это выражение дало повод некоторым комментаторам отнести женщину к категории одержимых, а исцеление — к категории экзорцизма. Однако выражение «дух немощи», по мнению одного ученого, вовсе не обязательно означает демона, поселившегося внутри и ставшего причиной болезни (как в Лк. 11:14 или Мк. 9:17, 25), но может указывать на дурное влияние, оказываемое демоном.
Как и в некоторых других случаях (Лк. 7:13; Ин. 5:6; 9:6; 11:11), Иисус совершает чудо без просьбы со стороны: Он Сам подзывает женщину. Он не спрашивает ее, хочет ли она исцелиться от недуга, верует ли в то, что Он может исцелить ее: Он возвещает ей освобождение от недуга и возлагает на нее руки; женщина тотчас распрямляется. Продолжение повествования напоминает нам о многочисленных диалогах Иисуса с фарисеями относительно соблюдения субботы. Отличием в данном случае является то, что начальник синагоги не обращается напрямую к Иисусу. Он обращается к людям, имея в виду, что Иисус должен это услышать. «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний», — говорит он так, будто бы речь о приемных днях и часах. На его глазах произошло чудо, естественной реакцией на которое должно было бы стать изумление и благодарность Богу. Но судьба женщины его мало интересует. Он хочет, чтобы чудеса совершались по расписанию, и чтобы порядок синагогального богослужения не нарушался необычными действиями необычных целителей, которые вполне могут перенести свою активность в другое место.
Иисус реагирует резко: в присутствии всех собравшихся Он обращается напрямую к начальнику синагоги, называя его лицемером. Женщину он называет дочерью Авраама, подчеркивая ее принадлежность к богоизбранному народу, а причину болезни обозначает словами «связал сатана», указывающими на диавола как источник болезни. Словосочетание «дочь Авраама» особенно уместно в синагоге, куда собирались только сыны и дочери Авраама — представители богоизбранного народа. Согбенная женщина не случайно оказалась там: она пришла туда для молитвы, то есть для встречи с Богом. И в лице Иисуса встретила Бога воплотившегося, Который освободил ее от долголетнего тяжкого недуга. Ее реакция на чудо — реакция искренне верующего человека: выпрямившись, она первым делом начала славить Бога.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЕЖЕДНЕВНАЯ МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО
Святитель Филарет 46 лет возглавлял Московскую кафедру и при жизни был почитаем как святой. Будучи епископом, он всегда оставался монахом. Для своего правила он составил такую молитву: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись».
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ ОБЛИЧАЕТ ВЗЯТОЧНИКОВ
Святитель Филарет Московский, выйдя утром в гостиную, увидел бедного деревенского диакона, который, не узнав владыку в халате, пожаловался ему, что его переводят на дальний приход, а у него большая семья и хозяйство, и он ищет преосвященного и уже многих просил ему помочь. В канцелярии и в консистории он дал писарям по 25 рублей, местному диакону 75, а они говорят, что его надо экзаменовать. Святитель ответил, что он и есть экзаменатор, взял предложенные диаконом 10 рублей взятки и велел ему прийти на следующее утро. Утром святитель Филарет приказал позвать писарей и диакона и подчёркнуто смиренно обратился к ним: «Каюсь перед вами, братие, что вчера взял от этого диакона 10 рублей. По словам Священного Писания, “аще дадите, воздастся вам четверицею», я вместо 10 даю ему 40 рублей”. И он протянул диакону ассигнации. Писарям он велел отдать по 100 рублей, местному диакону 300, а просителя отправил домой и велел оставаться на своём месте и в случае нужды обращаться прямо к нему.