Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
2:15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
2:16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
2:17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше.
2:18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
2:19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Евангелие от Луки
11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
11:24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
11:25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
11:26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
Труд есть величайшая христианская добродетель. Праздность – это верный признак опасного духовного заболевания. Мы знаем, что многие социальные беды, которые сегодня обрушиваются на наш народ, – и алкоголизм, и наркомания, и распутство – нередко связаны с праздным и пустым времяпровождением. Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движения вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека. Праздный человек откладывает от себя всякое оружие, которое ему необходимо в борьбе с пороками. Он отказывается от всяких духовных механизмов, предается праздности и погибает.
О духах злобы
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
Лк. 11: 23-26
Сегодняшнее Евангелие говорит о злых духах и о том, как они могут влиять на жизнь человека. Истории, касающиеся вселения злых духов в людей или их изгнания из людей, обычно рассматриваются в двух различных, во многом диаметрально противоположных перспективах. Евангельские рассказы об изгнании бесов нередко воспринимаются через призму рационализма и скептицизма, отрицающего существование бесов на том основании, что их бытие не соответствует «религии в пределах только разума».
В подобной перспективе остаются лишь две возможности истолковать евангельские рассказы об изгнании бесов из одержимых: либо полностью отвергнуть эти рассказы как вымышленные, недостоверные, либо попытаться найти описанному в них феномену рациональное объяснение. Такое объяснение ищут, как правило, в сфере психологии или психиатрии. В самом деле, многие признаки беснования, описанные в Евангелиях, похожи на симптомы различных психических болезней, таких как истерия, паранойя, маниакальный синдром, психоз, эпилепсия, лунатизм, шизофрения.
Другим контекстом для рассмотрения и толкования таких случаев является христианское учение о демонах как падших ангелах, низвергнутых с неба вслед за своим вождем — сатаной, или диаволом. Изначально созданные благими, они вследствие непослушания (или, по другому толкованию, вследствие гордыни) воспротивились Богу, отпали от Него и стали Его врагами.
Их главная цель заключается в постоянном противодействии благой воле Божией. Они — носители абсолютного зла, полностью лишенные способности или возможности делать добро. На людей они действуют по-разному: искушают их, отвращают от Бога, запугивают, склоняют к греху, заставляют совершать безумные поступки. Они могут воздействовать как извне, так и изнутри, в том числе, через внушение человеку греховных помыслов.
Злой дух, согласно христианскому представлению, может вселиться в человека и стать его alter ego («вторым я»). Более того, в человека может вселиться сразу несколько или даже множество бесов. Это представление основывается на таких евангельских свидетельствах, как рассказ об изгнании легиона демонов из бесноватого (Мк. 5:9). О Марии Магдалине говорится, что Иисус изгнал из нее семь бесов (Мк. 16:9).
Постоянным местопребыванием бесов является бездна, куда, однако, они совсем не спешат. Очевидно, на земле они имеют лишь временное пристанище, и когда его теряют, не находят покоя (Мф. 12:43–45; Лк. 11:24 –26). Возвращаться же в преисподнюю не хотят. Реальность существования бесов не ставилась под сомнение ни авторами евангельских повествований, ни позднейшими христианскими комментаторами, ни творцами христианских литургических текстов.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА АРТЕМИЯ
Святой Артемий был наместником Египта, когда император Юлиан Отступник хотел восстановить в Римской империи язычество. Когда святой узнал, что император повелел истязать епископов Антиохии, он всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный император подверг святого Артемия жестоким пыткам, требуя от него отречения от христианства. Мученик переносил все испытания мужественно. Перед кончиной он возвестил Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причинённое им христианам. Вскоре пророчество исполнилось. Во время битвы с персами Юлиан был смертельно ранен невидимою рукою. Умирая, Юлиан произнёс, обращаясь к небесам: «Ты победил, Галилеянин!» После гибели императора Юлиана мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН О ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ
Ни прежде, ни после (Иоанн) ни у кого не учился и был совершенно не книжен; но мы знаем, каким он стал, когда был научен Иисусом Христом. Возлежа во время Тайной Вечери на груди у самой Мудрости, он почерпнул такое знание, какого не получил никто другой. И поистине он гремел с неба, но не потому, что он громко говорил, а потому, что говорил о возвышенном и языком его управлял Дух Святой. Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нём он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе ввиду появления ересей.