Седмица 9-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
11:28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
11:29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
11:30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Послание апостола Павла к Галатам
5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
5:23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
5:25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
5:26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
6:2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Евангелие от Луки
6:17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
6:18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
6:19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
6:20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
6:21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
6:22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
6:23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Мы воспринимаем своих ближних настолько, насколько они отдают себя нам: хороший муж — это тот, кто отдает себя жене. Хорошая жена — та, которая отдает себя мужу. Хорошие родители — это те, кто отдает себя детям. Ну а хорошие дети — те, кто не забывает, особенно в старости, родителей и отдает им часть своей жизни: материальные средства, время, заботу. Тайна человеческого общения проста: если мы отдаем себя другим, то этим скрепляются человеческие отношения.
О прощении
Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Мф. 18:18-22; 19:1-2; 13-15.
Слова Иисуса, похожие на те, что мы слышим в сегодняшнем Евангелии от Матфея, которое из-за памяти вмч. Пантелеимона читалось вчера, находим мы и в Евангелии от Луки. Однако адресованы они не Петру, а всем ученикам: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17:3–4). Число семь выполняет здесь те же функции, что число «семьдесят раз по семь» (то есть 490) у Матфея: прощать надо столько же раз, сколько человек согрешит.
Разница между двумя версиями наставления Иисуса достаточно значительна. Если в изложении Луки речь идет о том, чтобы прощать семь раз в день, то у Матфея Иисус требует прощать бессчетное количество раз — столько, сколько человек согрешит. Кроме того, если у Луки Иисус призывает прощать того, кто просит прощения, то у Матфея прощение не ставится в зависимость от просьбы о нем. Блаженный Августин подчеркивает, что прощать надо все грехи, а не только те, за которые у нас просят прощения.
Иисус называет символическое число, означающее, что для актов прощения не может быть никаких количественных ограничений. «Число семьдесят раз по семь берется здесь условно и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность... — поясняет Иоанн Златоуст. — Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и неизменная наша обязанность».
В контексте церковной общины прощение — не просто деяние, основанное на определенных нравственных предпосылках, но и дисциплинарный акт, предполагающий определенную власть. Можно в связи с этим вспомнить эпизод, в котором Иисус объявил расслабленному о прощении его грехов, а книжники начали помышлять в сердцах своих: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»; Иисус же сказал им, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2:5–10). Этой же властью — прощать и разрешать грехи — Иисус наделяет Петра и других учеников.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЯВЛЕНИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕВФИМИИ ПРЕПОДОБНОМУ ПАИСИЮ СВЯТОГОРЦУ
Это событие произошло 27 февраля 1974 года. Преподобный старец Паисий был в своей каливе, когда услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…» Так как всё происходило на Афоне, он изумился, откуда здесь женщина. Спросил: «Кто там?» – и услышал: «Евфимия». Ощущая в сердце божественную сладость, он, тем не менее, и подумать не мог о небесной гостье, решил, что некая сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Святую Гору. После третьего стука дверь открылась, несмотря на засов, и в келлию вошла великомученица Евфимия. Желая убедиться, что залитая светом гостья не от лукавого, старец повёл её в храм и велел поклониться Святой Троице. Святая рассказала старцу о своих мучениях и разрешила один беспокоивший его вопрос. После этого он три дня не мог есть, а только славил Бога.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТОЙ ОЛЬГИ СВЯТИТЕЛЕМ ПОЛИЕВКТОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ
Святой Патриарх Константинопольский Полиевкт был учеником святого Андрея, Христа ради юродивого, и вместе с ним видел Покров Пресвятой Богородицы над Влахернской церковью. Патриаршество святого Полиевкта отмечено в русской истории важным событием. В 957 году великая княгиня Киевская Ольга, прибывшая с многочисленной свитой в Константинополь, чтобы ближе ознакомиться с христианством, приняла от Патриарха святое Крещение. Древняя русская летопись сохранила подлинные слова, которыми святой Полиевкт благословил княгиню перед возвращением: «Дочь моя о Святом Духе! Благословенна ты в роде твоём, внуки и правнуки твои будут ублажать тебя до конца веков». Кроме того, Патриарх вручил в благословение святой Ольге часть Животворящего Креста, вложенную в хрустальный крест, на котором было написано: «Обновися Российская земля Крещением Ольгиным». Этот крест в течение веков хранился в Киевском Софийском соборе, поставленный туда правнуком святой Ольги, великим князем Ярославом Мудрым.