Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
4:5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
4:6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
4:7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
4:8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
4:16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Евангелие от Луки
16:15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
16:16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
16:18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
17:1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
17:2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
17:3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
17:4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Жизнь по закону собственного «я», стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей, – разве все это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что все это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому что постоянно возникают все новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего «я», – в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей!
О Законе Моисеевом
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Лк. 16: 15-18; 17: 1-4
Притча о неверном управителе, которая читалась накануне, вызвала смех сребролюбивых фарисеев (Лк. 16:14). Иисус не сразу реагирует на этот смех. Сначала Он обличает фарисеев за внешнюю праведность, а затем, как повествует сегодняшнее Евангелие, говорит о важности Моисеева закона.
В словах «закон и пророки до Иоанна» личность Иоанна Крестителя предстает в качестве водораздела между Ветхим и Новым Заветом. При этом о законе Моисеевом говорится как о продолжающем сохранять значимость до конца истории. Иисус настаивает на важности закона вплоть до «одной черты». Под чертой, вероятно, подразумевался незначительный диакритический знак: подобного рода знаки использовались как в еврейском, так и в греческом письме.
На первый взгляд, это противоречит образу жизни Иисуса и его отношению к предписаниям Моисеева законодательства. Здесь Он предстает как требующий буквального и безусловного исполнения малейших предписаний закона — то, чего Сам Он не делал, когда, например, нарушал субботу.
Ничто не препятствует видеть в данном изречении подтверждение антиномизма, характеризующего отношение Самого Иисуса к Моисееву законодательству. С одной стороны, Он критиковал буквализм в толковании его предписаний и показное благочестие фарисеев, считавших себя его ревнителями. С другой стороны, Он указывал на непреходящую ценность «закона и пророков». Свою миссию Он видел не в ниспровержении Моисеева законодательства, а в его восполнении.
Следуя этому взгляду, христианская Церковь не перечеркнула Ветхий Завет, не отвергла ни одной из частей этого внушительного собрания текстов, но весь корпус Ветхого Завета целиком включила в состав своего Священного Писания. Современная Библия лишь на одну пятую состоит из Нового Завета; четыре пятых ее объема занимают «закон и пророки». У первого поколения христиан не было Библии в ее нынешнем составе, не было иного Священного Писания, кроме Ветхого Завета, который и читался за раннехристианскими богослужениями. После появления Евангелий и апостольских посланий это собрание текстов было дополнено, Евангелие и послания приобрели статус священных книг, но «ни одна иота или черта» из Ветхого Завета при этом не была опущена.
Слова: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17:3–4) стоят в качестве изолированного изречения, не связанного, как кажется, напрямую ни с тем, что ему предшествует, ни с тем, что за ним следует. Они отражают тот принцип, по которому призван жить каждый человек, вышедший из-под власти Закона и стремящийся к Иисусу: это принцип милосердия по отношению к кающемуся грешнику.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
КОЛЕСОВАНИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Император Диоклетиан, желая принудить святого Георгия Победоносца к поклонению лживым богам, велел привязать его к колесу с многочисленными острыми орудиями и, вращая колесо, срезать всё его тело. Святой Георгий, разрезаемый на части, сначала молился Богу громким голосом, затем тихо благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, и, наконец, замолчал. Сочтя мученика умершим, Диоклетиан обратился к Георгию: «Где же Бог твой, Георгий?» Вдруг прогремел страшный гром, и раздался глас свыше: «Не бойся Георгий, Я с тобою». У колеса явился Ангел Господень и, возложив руку на мученика, сказал: «Радуйся!» Когда Ангел исчез, святой Георгий сам сошёл с колеса полностью исцелённый от полученных ран и вновь стал благодарить и славить Господа Иисуса Христа.
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Веками утверждённый опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностию, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если вам самим неудобно будет почему-либо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня по православной части, и особенно крестным знамением; с неё этот предмет и спрашивать. Насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам, постарайтесь. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.