Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
2:14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
2:15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2:16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
2:17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
3:1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
3:2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3:3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
3:4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
3:5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Евангелие от Луки
16:1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
16:2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
16:3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
16:4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
16:5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
16:6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
16:7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
16:8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
16:9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
В основе уныния – маловерие, бесплодная вера, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры – это надежда. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, – учит нас слово Божие (Пс. 145, 3). Надейтесь на Бога. Но надежда на Бога не должна освобождать человека от осознания ответственности за свою жизнь и за свои поступки. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Творца, обладает внутренней силой делать все, чтобы решать возникающие перед ним задачи. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но уныния испытывать не будет. Ибо какое уныние, если Бог рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, попускает трудные обстоятельства, то, преломляя все это через призму своей веры, мы видим над нами руку Божию и тем самым способны обретать мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую нас жизнь.
Притча о неверном домоправителе
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Лк. 16:1-9
Притча, которая читается сегодня, вызывает немало вопросов у желающих понять её смысл.
Ситуация, изображенная в притче, заведомо неправдоподобна, и в этом, как кажется, заключается изначальный замысел Автора. Тем самым Он как бы хочет сказать Своим слушателям: вы должны научиться поступать так, как в реальной жизни почти никто никогда не поступает.
Домоправителем (экономом) в притче является не раб, а свободный человек, работающий по найму. Все его благосостояние зависит от того, доволен ли господин его работой. Господину доносят, что домоправитель расточает его имущество: мы не знаем, справедлив ли этот донос или домоправителя оклеветали. Как бы там ни было, в результате доноса хозяин увольняет домоправителя, одновременно требуя, чтобы тот представил отчет об управлении. Пространства для маневра у домоправителя, теперь уже бывшего, практически не остается, времени для действий тоже.
Тем не менее, он действует оперативно и изобретательно. Понимая, что ему не оправдаться перед господином, он принимает решение обеспечить себе будущее за счет его должников. Он обходит должников своего господина и как бы от его лица (они ведь думают, что он все еще управитель) предлагает им списать часть долга: кому-то наполовину, кому-то на двадцать процентов. Расписки, находящиеся в его руках, он возвращает им, а с них требует расписки на меньшие суммы. С каждым он работает без свидетелей.
Вопреки ожиданиям, господин не только не осуждает управителя за нечестность: он хвалит его за то, что тот поступил «догадливо». Здесь притча, как это часто случается, выходит за рамки исторического реализма: господин действует не так, как поступил бы обычный хозяин.
Ключом к пониманию смысла притчи становятся слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Под богатством неправедным здесь понимается материальное благосостояние — то, что Иисус считал почти непреодолимым препятствием для вхождения в Царство Небесное. Может показаться, что этими словами перечеркивается всякая возможность для богатых получить небесную награду. Однако рассматриваемая притча вносит в такое представление определенные коррективы: материальное богатство может послужить человеку для приобретения друзей, которые обеспечат ему место в «вечных обителях».
Иисус призывает «сынов света», то есть своих учеников, брать пример с «сынов века сего», но отнюдь не в хитрости и нечестности. На самом деле персонаж, чьи действия окрашены в гротескные тона, служит символом действий иного рода — тех, которые направлены на достижение вечных обителей. Ученик Иисуса призван так же заботиться о своем будущем на небесах, как неверный управитель заботился о своем будущем на земле.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ О ПРИНЕСЕНИИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ БОГУ
Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает её назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведён к алтарю, становится жертвою. Посему и человек, доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий, дотоле он и тело его не есть жертва Богу. Христиане, одним именем не превозноситесь и не обольщайтесь наружностью. Кто не живёт истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берёт человека с пажити мира, обращает и влечёт к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению, то оставляет позади себя всё, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу и тело; решается и действовать, и жить, и умереть для Иисуса Христа.
О КОНЧИНЕ ПРАВЕДНОГО СЕРВУЛА
Святитель Григорий Двоеслов (VI век) в своих «Диалогах» записал историю о кончине праведного Сервула. Он был расслабленным нищим и долгое время страдал параличом: не мог стоять, сидеть, повернуться или привстать на постели, он даже не мог поднести к устам свою руку. Выжить при такой болезни ему помогали его мать и брат. Все они жили на милостыню. Сервул был безграмотным, но хорошо знал Писание: когда-то он, накопив немного денег, купил себе Библию и регулярно просил людей в больнице почитать ему Писание. Отличительной чертой Сервула было благодушие и благодарность Богу – он никогда не роптал. Когда Сервул почувствовал близость смерти, он попросил посетителей и живших в больнице встать и пропеть с ним псалмы. Во время пения он вдруг с ужасом прервал молящихся: «Молчите! Неужели не слышите, какие хвалы воспеваются на небе?» В этот момент, когда он стал свидетелем небесного богослужения, святая душа его разрешилась от тела. Вплоть до погребения от его тела исходило невыразимое благоухание.