Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
3:12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
3:13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
3:14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
3:15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
3:16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
3:18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Евангелие от Луки
7:2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
7:3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
7:4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
7:5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
7:6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7:7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
7:8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.
7:9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
7:10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.
Исцеление слуги сотника
Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Лк. 7: 1-10
Исцеление слуги сотника описано у двух синоптиков (Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10). У Луки рассказу об исцелении слуги сотника предшествуют повествования о нескольких чудесах, а также Проповедь на равнине (Лк. 6:21–49), тематически перекликающаяся с Нагорной проповедью: по ее окончании Он оказывается в Капернауме, где и происходит чудо.
Рассказ Луки близок к Матфею, но отличается от него рядом деталей. Оба рассказа очевидным образом представляют собой два варианта одной истории. У обоих действие происходит в Капернауме, и герой рассказа назван сотником, что указывает на римлянина, находившегося на военной службе и командовавшего сотней солдат. Сотник не был высоким военачальником: он принадлежал к среднему командному звену (приблизительным современным эквивалентом сотника является командир роты в звании майора). Принято считать, что сотник состоял на службе у римского императора, однако римские войска в то время не были расквартированы в Галилее. Скорее всего, он служил в войске Ирода Антипы. Это сближает его с царедворцем из Евангелия от Иоанна.
У Луки для его обозначения того, о ком он просит, используется два термина: «мальчик» и «слуга», «раб». Сотник посылает к Иисусу своих слуг. Слуги уговаривают Иисуса прийти в дом сотника, Он отправляется в путь, но по дороге его встречают слуги, передающие ему то же, что у Матфея сотник говорит сам: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Реакция Иисуса в обоих случаях передана одинаково: он хвалит веру язычника, приводя его в пример следующим за Ним иудеям. Исцеление в обоих случаях происходит на расстоянии: у Матфея Иисус объявляет об исцелении сотнику, у Луки посланные находят слугу выздоровевшим.
В обоих Евангелиях в центре внимания оказывается вера просителя, само исцеление происходит заочно: Иисус не приходит в дом просителя, не видит мальчика, не прикасается к его телу. Исцеление происходит по слову Иисуса, которому поверил проситель.
Сотнику, о котором рассказывают Матфей и Лука, не случайно уделено столько внимания в повествовании. Согласно Луке, он, будучи римлянином, с уважением относился к еврейским обычаям, построил для жителей города синагогу. Теперь, когда его постигла беда, старейшины иудейские сочувствуют ему. Но своих средств помочь ему у них нет, и они ходатайствуют о нем перед Иисусом. Иисус с удивлением говорит о нем народу: «и в Израиле не нашел Я такой веры».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ СЕРГИЯ И ВАКХА
Тайные христиане Сергий и Вакх занимали высокие должности в войске императора Максимиана. Когда императору донесли, что они не почитают языческих богов, он приказал им принести жертву идолам. Святые отказались и исповедали себя христианами. Максимиан любил их, поэтому долго убеждал, но, видя их твёрдость, подверг публичному осмеянию и, не желая сам предавать их мукам, отослал к сирийскому правителю Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Но Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, был им лично обязан, поэтому тоже не хотел предавать их смерти и умолял оставить христианство. Мученики ответили отказом. Тогда Антиох разгневался, и по его приказу Вакх был забит до смерти бичами, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд, где усекли мечом.
ПОСТУПОК БЛАГОЧЕСТИВОЙ МОНАХИНИ
Преподобный Иоанн Мосх оставил запись об истории, произошедшей в Александрии. Некая монахиня затворнически жила в своём доме, находилась в постоянной молитве и посте и всегда старалась подавать милостыню. Но однажды её добродетель подверглась испытанию. Один юноша начал испытывать к ней сильное влечение, так что, забыв про сон и покой, караулил её перед домом. Когда монахиня хотела выйти в храм, юноша преграждал ей путь и докучал, как свойственно влюблённым. Замученная этим преследованием монахиня однажды отправила к юноше служанку, которая позвала его к госпоже. Молодой человек обрадовался, что добился своего. Монахиня сидела за ткацким станком. Когда она спросила, почему он преследует её, юноша признался ей в своих чувствах. На вопрос монахини, что он нашёл в ней красивого, что так сильно полюбил, юноша сказал: «Глаза твои. Они ведь соблазнили меня». Услышав это, монахиня схватила ткацкий челнок и выколола себе глаза. Юноша пришёл в себя, удалился в Скитскую пустыню в Египте.