Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
3:18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
3:19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
3:20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
3:21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
3:22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
3:23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
3:24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
3:25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
4:1 Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Евангелие от Луки
9:44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
9:45 Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
9:46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
9:47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
9:48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
9:49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
9:50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Служения различны, а Господь один и тот же. Никогда не нужно завидовать тому, кто в Церкви имеет более высокое положение, чем ты. Все в Церкви служат Господу, и нет разницы между пономарем и Патриархом. Каждый имеет свое служение, каждый нужен Церкви, у каждого свое место и свой путь ко спасению. Кому много дано, с того и больше спросится. И вот эта Божественная истина помогает нам понять, что такое ответственность. Если человеку даны дары, их нельзя разрушить, их нельзя промотать ленью, их нельзя пропить, над ними нельзя надругаться нежеланием работать над самим собой, уповая на то, что дары-то есть, они мне помогут... Не должно быть превозношения старших над младшими. И каждая послушница имеет свой дар Божий и свое служение. Но и у младших не должно быть зависти к старшим, потому что Дух распределяет дары и служения.
Предсказание о смерти
И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Лк. 9: 43-50
Сегодняшнее дневное чтение из Евангелия от Луки начинается с предсказания Иисуса о Своей смерти. Каждый из Евангелистов передает это предсказание по-своему. Лука подчеркивает непонимание учеников, говоря о нем трижды в разных формах («они не поняли слова», «оно было закрыто от них», «они не постигли его»).
Непонимание учеников вызывают многочисленные намеки и прямые указания Иисуса на то, что Его жизнь окончится смертью и воскресением. Иисус говорит ученикам о том, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену … и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22), но ученики не поняли, «а спросить Его о сем слове боялись» (Лк. 9:45). Почему боялись? Боялись спросить, очевидно, именно потому, что не понимали смысл Его слов. А может быть, потому, что предчувствовали беду и не хотели себе в этом сознаться.
Евангелия не скрывают от нас, что между учениками периодически возникали конфликты. Они были связаны, в частности, со спорами о первенстве, многократно зафиксированными Евангелистами. В сегодняшнем Евангелии приведен такой эпизод. Он, со всеми вариациями, которые мы встречаем у синоптиков, свидетельствует о том, что споры учеников о первенстве касались как иерархии внутри группы из двенадцати апостолов, так и их возможного места в том «царстве», о котором Иисус постоянно им говорил, но о котором, судя по всему, они имели весьма смутное представление.
Педагогический метод, используемый Иисусом для того, чтобы избавить их от споров о первенстве, кажется несколько неожиданным и не лишенным юмора: он ставит перед ними ребенка. Обняв его, Иисус обращается к ученикам, но вовсе не со словами о первенстве: Он не отвечает прямо на вопросы, которые ученики обсуждали между собой по дороге, но переводит всю беседу в иное русло.
Учение Иисуса уже при Его жизни выходило за пределы общины близких Ему людей. В сегодняшнем Евангелии говорится, как «Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Уже в этом, произошедшем при жизни Иисуса случае, можно усмотреть проблему нарушения единства Церкви. Блаженный Августин говорит: «Тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: "Не запрещайте ему". Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО
Преподобный Моисей Оптинский – первый святой настоятель прославленной обители. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество. Он приглашает в обитель старца Льва, он возлагает бремя духовного окормления братии на его ученика – преподобного Макария. При нём приходит в Оптину будущий великий светильник – старец Амвросий. Преподобный Моисей имел дар прозорливости. Незадолго перед кончиной старец сказал келейнику: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, подумал, что находящийся при смерти настоятель говорит в бреду. Но оказалось, что на крыльце действительно долго стояла женщина, желавшая получить образок для своего сына. Когда об этом узнал старец Моисей, он благословил образок для неё и сказал келейнику: «Вот теперь я спокоен».
СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ
По преданию, первым епископом Иерусалима был Иаков, брат Господень. В Евангелии упоминаются четыре сводных брата Христа, которые являлись детьми праведного Иосифа Обручника от первого брака. Во время служения Христа Его братья не веровали в Него; это произошло уже после Воскресения. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что Господь по Воскресении отдельно явился Иакову. Апостол Иаков возглавлял первую христианскую общину в течение 30 лет. Он почитается в лике 70-ти апостолов и считается автором одного из Соборных посланий, входящих в канон Нового Завета. При апостоле Иакове прошёл первый Апостольский Собор, освободивший христиан из язычников от соблюдения обрядов закона Моисеева (обрезания и прочее). С его именем связана литургия апостола Иакова, которую в позднейшие века регулярно совершали христиане Иерусалима и Палестины. Апостол Иаков почитался как праведник даже иудеями, но в 62/63 году он был ими убит за веру во Христа: апостола сбросили с крыши Иерусалимского храма.