Неделя 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
24:37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
24:38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
24:39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
24:40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
24:41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
24:42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
24:43 И, взяв, ел пред ними.
24:44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
24:45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
24:46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
24:47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
24:48 Вы же свидетели сему.
24:49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
24:50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
24:51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
24:52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
24:53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Послание апостола Павла к Галатам
2:16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
2:19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Евангелие от Марка
8:34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
8:35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
8:37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
8:38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
6:16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
6:17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
6:18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Евангелие от Матфея
15:21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
15:22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
15:23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
15:24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
15:25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
15:26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
15:27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
15:28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Призванные быть чадами Божиими, мы должны проявлять христианские добродетели и в личной, и в общественной жизни. Господь не полагал границ этим добродетелям. Их нередко полагаем мы сами, ошибочно считая, что духовная жизнь ограничивается нашей личной жизнью. Нет границ для христианина на его пути к Богу, не существует каких-то узких специальных мест для осуществления христианских заповедей. Они должны осуществляться повсюду, где есть боль, страдание, нужда, разделение, вражда. Всем этим буквально наполнена наша современная жизнь. Достаточно лишь пристально взглянуть вокруг, чтобы увидеть боль тех, кто оказался сегодня лишенным средств к существованию, кто теряет здоровье без всякой надежды его поправить, кто страдает от разделений в стране, в обществе, в семье.
О несении креста
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Мк. 8: 34 - 9: 1
Сегодня, в Неделю Крестопоклонную, читается Евангелие о следовании за Иисусом.
Начало новой жизни, которое заложено в следовании за Иисусом, предполагает оставление человеком того, что соединяло его с прежней жизнью. К Своим ученикам Иисус обращал призыв: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23).
Под следованием Иисусу здесь понимается не только верность Его учению или исполнение Его заповедей: Иисус призывает следовать за Ним на Голгофу. В других случаях Он говорил: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38); «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). Богатому юноше Иисус, согласно Евангелию от Марка, говорит: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).
Призыв к самоотвержению, который звучит в словах Иисуса, и который для многих остается непонятным, необходимо воспринимать в контексте учения Иисуса о Царстве Божьем. Тема Царства занимает центральное место в Его проповеди с самого момента Его выхода на общественное служение. Проповедь Иисуса началась со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17); «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Свои притчи Он начинал словами: «Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?» (Лк. 13:18). Реальность Царства Небесного, или Царства Божьего, постоянно присутствует в Его притчах и поучениях.
Жизнь, устремленная к Царству Небесному, связана с отвержением того, что является препятствием на пути к его достижению. Это Царство последователи Иисуса призываются искать прежде всего, а то, что им необходимо в земной жизни, приложится само собой (Мф. 6:25–34). В этом смысле приобретение Царства Божьего намного выше всех остальных забот и попечений человека.
Ради достижения Царства необходимо «потерять» свою душу, чтобы затем вновь приобрести ее в Царствии Небесном.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА ВАРИПСАВА
Мученик Варипсав жил во II веке. По преданию, некий праведник Иаков во время крестных страданий Христа Спасителя принял в особый сосуд, сделанный из тыквы, истёкшую из Его прободённого ребра кровь и воду и хранил его с драгоценной святыней. Чтобы никто не знал, что в тыкве Кровь, он наливал поверх неё елей. Умирая, он передал святыню двум отшельникам, один из которых перед своей кончиной оставил её пустыннику Варипсаву. Святой Варипсав бережно и свято хранил священную реликвию, обходя грады и веси и совершая чрез неё множество чудес. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от святыни, решили похитить её, чтобы использовать в корыстных целях. Напав ночью на святого Варипсава, они убили его, завладели сосудом, в котором находилась Святая Кровь, но ничего в нём не нашли.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА КАК ПОКРОВИТЕЛЕЙ ЛОШАДЕЙ
Как говорит Минея за август, святые Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители лошадей. Икону святых было принято вешать над яслями в конюшнях. В день памяти святых совершали водосвятные молебны и кропили коней. В некоторых местах возводили часовни в честь святых Флора и Лавра и именно туда пригоняли лошадей. Неизвестно, с каким именно преданием связано такое почитание, но в иконографии оно также отражено. На иконе XIV века «Чудо о Флоре и Лавре» на золотом фоне изображён Архангел Михаил, вручающий уздечки чёрного и белого коней святым Флору и Лавру. Ниже изображены святые мученики братья Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (II век, Каппадокия); они гонят на водопой табун лошадей. Как пояснял князь Е. Трубецкой: «Флор и Лавр, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего – Ангела, изображаемого на иконе… Они не самостоятельные носители Силы Небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять своё главное богатство – лошадь».