Седмица 32-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
3:2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3:3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
3:4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
3:5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
3:6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
3:7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
3:8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
3:9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
3:10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Евангелие от Марка
10:2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
10:3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
10:4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
10:5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
10:6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
10:7 Посему оставит человек отца своего и мать
10:8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
10:9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10:10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
10:11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
10:12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшним днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство.
Вопрос о разводе
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
Мк. 10:2-12
Комментарий митрополита Илариона:
В сегодняшнем Евангелии Иисус формулирует тот взгляд на развод, который ляжет в основу христианского учения о браке как богодарованном союзе. Отвечая на вопрос фарисеев, Он, как и во многих других случаях, выходит за рамки поставленной проблемы, значительно расширяя саму перспективу, в которой она должна рассматриваться. Отталкиваясь от узкого законнического спора о причинах для развода, Иисус излагает учение, основанное не на предписаниях закона, а на изначальном замысле Бога по отношению к людям.
Нормы, касающиеся развода, в законе Моисеевом прописаны достаточно подробно. Инициатором развода может быть только муж. Если он решил расстаться с женой, он должен дать ей письменное уведомление: в этом случае она может вступить в брак повторно. Законодательство, касающееся развода, обросло многочисленными толкованиями в иудейском устном и письменном предании.
Вопрошатели, очевидно, ожидают, что Иисус присоединится к мнению одной партии, и тогда другая партия объявит Его своим врагом. Иисус, однако, обращается к самым истокам — к сотворению Богом первой супружеской четы. Буквально цитируя первые страницы Библии (Быт. 1:27; 2:24), Он говорит о том, что изначальным замыслом Божиим был такой союз двух лиц в браке, который предполагает их соединение «в одну плоть» и пожизненную верность друг другу. Брачный союз мыслится как установленный Самим Богом: человек не вправе расторгнуть то, что Бог соединил.
Таким образом, Иисус отделяет в Ветхом Завете то, что было установлено Богом и является проявлением Его воли, от того, что через Моисея было предписано или позволено людям в силу их жестокосердия. Этот герменевтический подход может быть применен к Моисееву законодательству в целом. Оно не может не шокировать современного человека своей чрезмерной строгостью и даже жестокостью: достаточно вспомнить обширный список преступлений и правонарушений, караемых смертью, и способы приведения в исполнение смертных приговоров. Характерно, однако, что Иисус критикует Моисеево законодательство не за жестокость, а наоборот, за чрезмерную снисходительность в некоторых вопросах, в частности, в вопросе о разводе. В этом вопросе Моисей, по мнению Иисуса, пошел на уступки человеческой неспособности (или нежеланию) в полной мере выполнить Божий замысел.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВОНИФАТИЯ МИЛОСТИВОГО
Святой Вонифатий был родом из Тускийской области Италии. С детства он отличался такой любовью к нищим, что отдавал им всю свою одежду. Господь, призрев на нищелюбие святого, уже в отрочестве почтил его даром чудотворения. Однажды отрок раздал нуждающимся всю заготовленную на целый год пшеницу. Мать святого Вонифатия стала плакать от горя, но по молитве отрока закрома вновь наполнились. В другой раз лисица повадилась таскать кур, причиняя тем большой убыток бедной вдове. Сожалея об огорчении матери, отрок в молитве пожаловался Богу: «Господи, неужели благоугодно Тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!» После молитвы святого Вонифатия лисица принесла назад похищенную птицу живой, а сама на глазах отрока издохла.
ЗОИНО СТОЯНИЕ
В 1955 году в Куйбышеве работница трубного завода Зоя Карнаухова встречала с друзьями Новый год. Все подруги были с парнями, а Зоин знакомый Николай задерживался. Когда начались танцы, Зоя, у которой не было пары, взяла икону Николая Чудотворца и, сказав: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» – начала с ней танцевать. Вдруг девушка застыла с прижатой к груди иконой. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из её рук. Внешних признаков жизни Зоя не подавала, но её сердце билось. Врачи ничем не могли ей помочь, иглы шприцов ломались и не проходили в кожу. Священники не могли взять икону из её застывших рук. Только иеромонах Глинской пустыни, будущий старец Серафим (Тяпочкин) смог вынуть икону. По ночам девушка так страшно кричала, что охранявшие её милиционеры поседели. Зоя простояла 128 дней, до Пасхи. На Пасху девушка ожила и стала призывать всех к молитве и покаянию. Всё случившееся настолько поразило жителей Куйбышева, что множество людей обратилось к вере.