Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
16:2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
16:3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
16:4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
16:5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
16:6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
16:7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
16:8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Послание апостола Павла к Римлянам
2:10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
2:12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
2:13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
2:16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея
4:18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
4:19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
4:20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
4:21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
4:22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
4:23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Сегодня мы празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы – той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас – мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И тот, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что эта рать – у Бога и Бог вместе с нею.
Призвание первых учеников
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф. 4: 18-23
Из читаемого сегодня рассказа Евангелиста Матфея может создаться впечатление, что Иисус призывает Себе в ученики незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем, попытка гармонизации этой истории с рассказами о призвании первых учеников из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–39). Один из этих учеников был «Андрей, брат Симона Петра» (Ин. 1:40), другой — по всей видимости, сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Андрей «первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин. 1:41-42). Затем Иисус призывает Филиппа, а тот находит Нафанаила (Ин. 1:43,45). Таким образом, согласно Иоанну, в течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников.
Если сопоставить свидетельство Иоанна со свидетельством синоптиков, то можно предположить, что Петр и Андрей после того, как встретились с Иисусом и провели с ним несколько дней, вернулись в Галилею к своим обычным занятиям. То же относится к Иоанну. В этом случае рассказ синоптиков получает иное звучание. Из четырех лиц, призванных Иисусом, по крайней мере три Ему уже знакомы: это братья Петр и Андрей, а также Иоанн, брат Иакова. Следовательно, Он и обращается к ним не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь призывает на новое служение.
В Евангелии от Луки Симон Петр впервые появляется в рассказе о чудесном лове рыбы (Лк. 5:1–11). Здесь, в отличие от Матфея и Марка, речь идет не о четырех, а о трех учениках: Петре, Иоанне и Иакове — тех самых, которые будут выделены синоптиками как ближайшие ученики Иисуса. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети и во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у двух Евангелистов эти слова обращены к Петру и Андрею, у Луки — к одному Петру.
Согласовать повествования Матфея и Марка с повествованием Луки можно только в одном случае — если признать, что речь идет о двух разных эпизодах. Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со Своими будущими учениками, начиная с того момента, как два ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом. Из этих двух учеников один был Андрей: он находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу; затем оба брата возвращаются к своему рыболовному промыслу. Далее следует история чудесного лова рыбы, когда Иисус говорит одному Петру о том, что сделает его ловцом человеков. А затем следующий эпизод: когда Иисус находит Андрея и Петра и говорит им обоим то, что уже однажды сказал Петру. Они оставляют сети и следуют за ним.
Иоанн, предполагаемый «другой ученик» Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ
В предстоятельство святителя Макария Московского (1542–1563), сугубо потрудившегося над прославлением русских святых, установили празднование памяти «Всех святых новых чудотворцев Российских». Впоследствии этот праздник был забыт, и лишь на Поместном соборе 1917–1918 годов было решено его восстановить как символ духовного единства в период гонений и поругания святынь. Соборным решением 13 (26) августа 1918 года праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» был возвращён в календарь Русской Церкви. Одним из составителей службы стал великий святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Вначале празднование назначили на первое воскресенье Петрова поста, но в 1946 году его перенесли на второе воскресенье по Пятидесятнице. В 1941 году в этот день началась Великая Отечественная война.
ЧУДЕСА ОТ НЕПОГРЕБЁННЫХ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ РОСТОВСКОГО
Святитель Игнатий Ростовский – единственный из Русских святых, прославленный от Господа целебным даром мощей до погребения. Святой преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение ему стекались толпы верующих. Из-за необыкновенного скопления народа чин погребения святителя совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две монахини и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас исцелился. На следующий день, когда ко гробу усопшего архипастыря принесли список с именами всех рукоположенных им священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, совершаемых от святых мощей, было решено не предавать их земле, а поставить открыто в Ростовском Успенском соборе.