Страстная седмица. Великая Среда
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное – это отношение как бы высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит. Помазавшая тело Спасителя жила в особом внутреннем мире. Внешне она, конечно, была женщиной грешной, но внутри нее происходила огромная борьба. Она осознала свою греховность, свою неправедность и, желая очистить себя от тяжкого груза греха, принесла Спасителю эту жертву. А Иуда был в числе праведных. Он один из двенадцати апостолов. Он из тех, кто каждый день слышали слова Господа. Он из тех, кто были свидетелем Его чудотворений. Он жил не просто в атмосфере особой духовной жизни – он жил рядом с Богом воплотившимся... Сребролюбие порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает чести, лишает способности исполнять долг.
ОБ АРЕСТЕ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА (КАЗАНСКОГО)
Выражение «Поцелуй Иуды», восходящее к событиям Страстной седмицы, стало синонимом предательства со стороны близкого человека. История Русской Церкви знает такие примеры. В ХХ веке, когда возник обновленческий раскол, одним из его лидеров стал петроградский священник Александр Введенский. Он хотел «обновить» церковную жизнь за счёт разрешения епископам жениться, второбрачия священников, упразднения монастырей и тому подобного. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, занял жёсткую позицию в отношении обновленцев, что стало причиной его ареста. Когда в 1922 году чекисты пришли арестовать владыку, то привёл их к нему его бывший ученик, отец Александр Введенский. Войдя в покои владыки, Введенский подошёл под благословение, но митрополит сказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду».
О СМЕРТИ ИУДЫ ИСКАРИОТА
Евангелист Матфей говорит, что после ареста Христа и начавшегося суда над Ним Иуда Искариот пожалел о своём предательстве. Он пришёл к первосвященникам и вернул деньги, сказав, что предал кровь неповинную. После чего в отчаянии пошёл и удавился (Мф. 27:5). Описание последнего этапа смерти Иуды в Деяниях святых апостолов: он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян 1:18) – спустя несколько веков начинает искажённо пониматься в околоцерковной среде и рождает много легенд. От еретика Аполлинария Лаодикийского (IV век) распространилось «предание», со ссылкой якобы на святого Папия Иерапольского (II век), что Иуда не смог повеситься – верёвка оборвалась, и он прожил ещё несколько лет, болея водянкой. Это легенда противоречит ясным указаниям Писания – и Евангелию от Матфея, и книге Деяний, в которой апостол Пётр, ещё до наступления дня Пятидесятницы, рассказывает церковной общине о гибели Иуды Искариота и отмечает, что об этом известно всему Иерусалиму (Деян. 1:18–19).