Седмица 2-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
5:2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
5:3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
5:4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5:5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
5:6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
5:7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
5:8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
5:9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
5:10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
5:11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
5:12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
5:13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
5:14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
5:15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
5:16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
5:17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
5:18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
5:19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
5:20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
5:21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
5:22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
5:23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
5:24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Книга Притчей Соломоновых
6:3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
6:4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
6:5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6:6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
6:7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
6:8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
6:9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
6:10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
6:11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
6:12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
6:13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
6:14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
6:15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.
6:16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
6:17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
6:18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
6:19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
6:20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
На 6-м часе
Книга пророка Исайи6:1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
6:2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
6:3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
6:4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
6:5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6:6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
6:7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
6:8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
6:9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
6:10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
6:11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
6:12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
Одним из условий формирования добродетельного образа жизни является подбор близких, знакомых, друзей, — того особенно узкого круга людей, которые тебя окружают и которые, входя с тобой в тесный контакт, несомненно будут оказывать влияние. Это особенно важно помнить людям молодым, открытым к общению, которые, не имея жизненного опыта, нередко не могут сразу оценить человека, распознать правду и ложь, увидеть лицемерие или понять, что человек этот распространяет опасную духовную заразу. Поэтому подбор окружения, выбор друзей, особенно выбор спутника жизни имеет огромное значение для человека и во многом определяет его способность идти по пути добродетели.
Прощальная беседа. Обетование Утешителя
Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Ин. 16: 2-15
От темы гонений, которая упоминается и в сегодняшнем фрагменте, Иисус в четвертый раз переходит к обетованию пришествия Святого Духа. Четвертое обетование Утешителя является самым подробным. Остановимся на одном из ключевых фрагментов этого обетования.
По словам Иисуса, Святой Дух будет возвещать то, что услышит от Него. Его свидетельство будет свидетельством особого рода: Он будет говорить не от Себя, но от имени Иисуса: «от Моего возьмет и возвестит вам». Это утверждение напрямую связано со словами: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». Следовательно, есть многое, что Иисус не открыл ученикам в Евангелии, но откроет Церкви при помощи Святого Духа в последующие времена.
На этом утверждении основано в восточно-христианской традиции представление о том, что откровение, изложенное в Новом Завете, не исчерпывает всего необходимого человеку для спасения и вечной жизни. Согласно Григорию Богослову, «в течение всех веков было два знаменательных изменения жизни человеческой, которые и называются двумя Заветами». Первым заветом был переход от идолопоклонства к вере в единого Бога, выраженной в законе Моисеевом; второй — в переходе «от закона к Евангелию». Но есть еще третье откровение, которое произойдет благодаря пришествию Святого Духа: «Ибо дело вот в чем. Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, Сына же более затемненно. Новый Завет явил Сына и дал намек на Божество Духа. Ныне пребывает с нами Дух, давая нам более ясное видение Себя». У Иисуса «даже после того, как он наполнил Своих учеников многими учениями, было нечто, о чем Он говорил, что ученики не могли тогда вместить этого» (Ин. 16:12). Они не могли вместить учение о Божестве Отца, Сына и Духа: для того, чтобы понять это учение, понадобилось три века церковной истории и содействие Святого Духа.
Этот важнейший для понимания всей истории христианского богословия текст содержит несколько ключевых идей: откровение Божие, начавшееся в ветхозаветный период, не окончилось Новым Заветом, но продолжается в последующей истории Церкви; откровение совершается постепенно и поэтапно, путем раскрытия и все более полного уяснения догматических истин; Священное Писание Нового Завета не является последним словом христианского богословия, но лишь определенным этапом его развития; Сам Христос не сказал в Евангелии всего, что необходимо знать христианину о Боге: Он продолжает открывать Бога людям через посредство Духа Святого, то есть новозаветное откровение продолжается в Церкви.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ЛАЗАРЯ МУРОМСКОГО
Преподобный Лазарь Муромский пришёл на Русскую землю в XIV веке из Константинополя. Он подвизался в Новгороде, а затем удалился на остров Муч на Онежском озере. Проживавшие там дикие язычники, лопари, захотели его прогнать. Они избили святого Лазаря и подожгли его хижину. Увидев, как сгорела хижина, преподобный Лазарь весьма опечалился, думая, что находившаяся там икона Успения Пресвятой Богородицы погибла в огне. Но неожиданно подвижник увидел образ Пречистой Девы, висевший в воздухе возле дерева. Преподобный Лазарь с радостью приблизился к этому месту и услышал голос от святой иконы: «Призрю на место сие и не оставлю его. Повелеваю тебе: воздвигни на сем месте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Печерской. Сии люди неверные будут верными, и будет едина Церковь и едино стадо Христово».
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ О ПРИЧАЩЕНИИ
Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь, ибо Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6:54). Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной рукою, излишне и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте почти каждый крещёный мирянин имеет Причастие у себя в доме и приобщается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший её как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает от самого преподавшего и с полным правом своей рукою подносит к устам (Послание 89 (93)).