Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
12
Апреля / 2026 ГОД
По новому стилю
30
Марта
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Праздники

Пасха - Светлое Христово Воскресение

Чтение Апостола, Евангелия
Цитата Патриарха

Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни. Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств, мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира, Его крестные страдания и Светлое Воскресение. Пасха – это победа, дарованная нам Богом. Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира – это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, – все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.

События дня

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

В Великую Субботу в иерусалимском Храме Воскресения Христова из Гроба Господня выносится Благодатный Огонь. Источники V–VII веков говорят о проводившемся в Великую Субботу чине «возжжения вечернего света». Сведения о схождении огня как о чуде относятся к IX веку. По окончании крестного хода Иерусалимский Патриарх разоблачается и входит в Кувуклию, сопровождаемый армянским архиереем, который остаётся в Приделе Ангела. Патриарх проходит непосредственно в Гроб Господень и там молится. В это время многие замечают вспышки света, спускающиеся из-под купола храма. После этого внутри Кувуклии появляется свет. Из окошек Кувуклии Патриарх и армянский архиерей передают пучки свечей, которые тут же разносятся по всему храму. Свойства этого огня необычны – первое время он не обжигает.

ОБ АРТОСАХ

Употребление артоса восходит к древнему апостольскому обычаю. По преданию, приступая к трапезе, святые апостолы имели обычай оставлять незанятым место, на котором возлежал с ними Господь Иисус Христос, а напротив того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Этот обычай свято сохранялся потом в христианской Церкви и нашёл своё выражение в освящении, раздроблении и раздаянии артоса в дни празднования святой Пасхи и в особом чине о панагии, который совершается в иноческих обителях. Артос, полагаемый в день святой Пасхи в храме, должен напоминать о невидимом присутствии с нами Воскресшего Господа. В Светлую cубботу артос раздробляется и раздаётся для вкушения верующим. В молитве при этом испрашивается, «да вси вкушающии от него, телесного и душевного благословенья и здравия сподобятся».

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ВОССТАНИИ ХРИСТА В ПРОРОЧЕСТВАХ ПРОРОКА АВВАКУМА

На стражу мою стал, – говорит чудный Аввакум (2:1). – Стану с ним ныне я, поданным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что сказано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его, как вид Ангела (Суд. 13:6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мёртвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5:17); обновляйтесь». Так говорил он, а другие воспели то же, что и прежде, когда явился нам Христос через дольнее рождение: Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человеках благоволение (Лк. 2:14) (Слово 45, на святую Пасху).

СВТЯТОЙ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ О ПРАЗДНИКЕ ПАСХИ

Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, благодарности, надежды, всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него почерпаем; оно есть вечная новость. И по сему-то, сколь ни уверены мы друг о друге, что каждому из нас известно воскресение Христово, однако желаем тысячекратно возвещать друг другу, как неслыханную весть: «Христос воскресе». Сколь ни удостоверены в истине сего события, засвидетельствованного очевидцами Воскресшего, доказанного знамениями и чудесами, не оспоримого врагами Христианства, еще однако жаждем слышать подтверждение, яко «воистинну воскресе Христос»! Какое разнообразие духовной пищи представляет нам Пасха наша, воскресший Христос. Питается ли теперь ею душа твоя? Действительно ли «вкушаешь» ты, «яко благ Господь» (Пс. 33: 9)? Если чувствуешь себя недостойным радости: возрадуйся о той дивной благости, которая и недостойнаго не отчуждает от участия в радости. «Ибо радость Господня, сия есть сила наша» (Неем. 8: 10).

Источник: pravoslavniy-calendar.ru