2-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Вселенская родительская (мясопустная) суббота
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
10:24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
10:26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
10:27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
10:28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Евангелие от Луки
21:8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
21:9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
21:25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
21:26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
21:33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
21:34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
21:35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Человек может духовно развиваться только при условии внутреннего самоконтроля. Если мы оставляем без внимания нашу духовную жизнь, то мы не совершенствуемся, а деградируем. Мы разрушаем свою духовную природу бездельем, леностью, невниманием. Человек никогда не находится на одном и том же уровне состояния души – этот уровень либо повышается, либо снижается. И от того, как мы поступаем, как мыслим, по каким законам строим свою жизнь, зависит в конечном счете и то, возрастаем мы в духовном отношении или падаем. А потому «будем непрестанно испытывать и исследовать самих себя со всем вниманием и тщанием каждый день и каждый час», — наставляет нас преподобный Симеон Новый Богослов.
О кончине мира
Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец…И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою…небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Лк. 21: 8-9, 25-27, 33-36
В предсказании о последних временах, которое звучит в сегодняшнем Евангелии, Иисус говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я» (Мк. 13:5–6; Лк. 21:8). Эти слова могут быть поняты в том смысле, что лжепророки будут выдавать себя за Иисуса (так они поняты в Мф. 24:5). Но нельзя исключить и такое толкование: многие придут под именем Иисуса и будут выдавать себя за Бога, тогда как истинным Богом является только Он.
К предсказаниям Иисуса о том, что Его второму пришествию будет предшествовать приход разного рода лжепророков, которые будут выдавать себя за Него, раннехристианская традиция добавила предсказание об одном лжепророке, «человеке беззакония», которого назвала антихристом. Этому антихристу должны предшествовать другие.
В последующей традиции фигура антихриста получила дополнительные характеристики. Ириней Лионский во II веке писал, что антихрист будет выдавать себя за Бога: получив всю силу диавола, он «придет не как царь праведный и законный, состоящий в покорности Богу, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющий в себе диавольское богоотступничество; он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог...». Автор III века, Иполлит Римский, видел в деяниях антихриста своеобразную пародию на деяния Христа.
Характерно, что даже два столетия спустя после того, как Иисус предрек разрушение Иерусалимского храма, пришествие антихриста связывалось с Иерусалимом. Только если апостол Павел считал, что антихрист «в храме Божием сядет, как Бог», то теперь уже, поскольку храма не было, верили, что он восстановит древний Иерусалимский храм. История распорядилась иначе. В IV веке равноапостольный император Константин восстановил Иерусалим, но не как иудейский, а как христианский город, идентифицировав в нем места, связанные с жизнью, страданиями и смертью Иисуса Христа. А после завоевания города арабами в VII веке на месте древнего Иерусалимского храма была построена мечеть (в своем нынешнем виде она существует с конца XII века). От храма же осталась лишь одна стена, получившая в иудейской традиции наименование Стены плача.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ЕРМОГЕНА К МЯТЕЖНИКАМ
Еще же страшно и рещи – ни в писаниях сего обретохом, и в слухи наша таковая не внидоша, ни отцы наша о сем нам не возвестиша, яже содеваются от вас ныне в лета наша! Мы чаем, что убоитеся праведного и нелицемерного судии Бога, и к покаянию прибегнете, и у возлюбленного Богом царя государя отпущение винам своим испросите. А то сами известно ведаете, кого ни убьете с нашей стороны благословенных воинов – те все идут в Небесное Царство, с мученики святыми в бесконечную радость веселиться, и о сих мы радуемся и молим их о нас молить, дабы их молитвами и нас сподобил Господь с ними быти. А с вашия отпавшия стороны кто ни будет убиен или общею смертию умрет – тот во ад идет и во святых церквах приношения за таковых, по писанному, неприятна Богом и идут таковые без конца мучитися.
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МУЧЕНИКУ ФЕОДОРУ ТИРОНУ
Во время гонения на Церковь при императоре Максимиане (286–305) воин-христианин Феодор Тирон (то есть «новобранец») поджёг ночью капище языческой богини. Об этом стало известно; его арестовали и привели на суд к правителю. Когда игемон, желая ложной кротостью расположить Феодора к раскаянию, сказал: «Тебе было велено принести жертву и каждение богам, а ты принёс огонь богине нашей», – Феодор ответил, что сделал это нарочно, чтоб показать, что «богиня» лишь камень. Игемон обещал жестоко наказать его, но Феодор ответил, что не боится: «Делай, что хочешь. Пред моим лицом Господь и Царь мой Иисус Христос ». По указу правителя святого должны были уморить голодом в темнице. Ночью Феодору явился Господь и сказал: «Я с тобой. Дерзай, Феодор!» От радости святой стал петь, и его окружили Ангелы. Стража услышала чудное пение и через окно увидела юношей в белых ризах. Когда пришёл игемон и сам всё увидел, он решил, что в темницу проникли христиане. Дверь распечатали, но в темнице был только Феодор.