Жившая вопреки — Блаженная Матрона
Церковь чтит память блаженной Матроны дважды в году. 8 марта празднуется обретение мощей, состоявшееся в 1998 году, а 2 мая — преставление в 1952. В этом году, если по воле Божией существование мира продлится, майское празднование в честь блаженной совпадет с днем Святой Пасхи.
В Евангелии Господь призывает слушающих «стараться не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:27). Почитание памяти святой блаженной Матроны непременно должно напутствовать православных христиан в их странствовании к Небесному Отечеству. В свою очередь, Церковь Учащая, то есть пастыри и проповедники — прилагать усилие, чтобы почитание святых Божиих, на пути к Царству оставивших все земное и временное, не превращалось в попечение о пище тленной. Суть почитания святых — в понимании их подвига.
Бывшие на месте рождения Матроны в деревне Себино Тульской области помнят устоявший во время гонений храм, видели ту самую обыкновенную купель, в которой она была крещена и в которой, в момент крещения святой, было видимо небесное знамение благоухания и столпа света.
Дом, в котором родилась Матрона, сгорел, но в поселке есть музей, где сохранились немногие экспонаты. Исследователей смущает ничтожно малое количество сведений, что сохранилось о Матроне. Даже в метриках приходской церкви нет никакого упоминания о ее крещении. Для понимания возможных причин важно вникать в обстоятельства того времени.
Согласно житию, Блаженная Матрона родилась в 1881 году, когда в Петербурге террористами был убит император Александр II. Румыния была провозглашена королевством, а Франция захватила родину блаженного Августина — Тунис.
Тогда в Российской Империи к детям, подобным Матроне, обществу было свойственно особое отношение. Вернее, какое бы то ни было человеческое отношение в большинстве случаев просто отсутствовало. Общество, в том числе традиционная и крестьянская его часть, было не готово их воспринять.
От великих русских писателей, Толстого и Шолохова, мы знаем, что «ненужные», или «нежданные» дети просто оставлялись под палящим солнцем… А в романах Достоевского, который среди «белых ночей» скорбел и о Родионе Раскольникове, и о Соне Мармеладовой, Неточке Названовой и о многих-многих других «бедных людях», мы вовсе не встречаем инвалидов. Достоевскому было жаль всех «униженных и оскорбленных», и сердце его болезновало о многих. Но о таких, как Матрона, великая русская литература хранит молчание. Нет их имен и в святцах и месяцесловах древних и более поздних святых.
Матрона родилась без глазных яблок и, по всей видимости, приходской священник крестил ее только из милосердия, без занесения в приходские книги. Быть может, ее просто не решились посчитать человеком… Но силой Божией Матрона выжила и стала взрослой, жила и возрастала в благодати вопреки всему. Жить вопреки как синоним Креста.
Такому человеку, как она, просто не могло перепасть многое с того господского стола, о крупицах с которого молила Господа в Евангелии хананейская женщина (ср. Мф.15:22-28). Матрона благословляла Христа Бога за те крупицы благодатной жизни Церкви, и того знания о Боге и о Христе, которые, пусть и невольно и без желания, могла преподать Православная Церковь Российской Империи в тогда еще всемогущем православном Царстве.
Матрона всю жизнь была инвалидом. Слепая, она никогда не видела ни блеска облачений, ни икон в драгоценных окладах, ни золотых куполов. Для нас она почему-то ассоциируется с советским временем, но к моменту Октябрьской революции 1917 года ей уже было около сорока лет.
В нашем почитании и восприятии блаженной Матроны необходимо помнить об этой страдальческой сути ее жизни. До 1917 года ее вряд ли знала Церковь Торжествующая, а после 1917 — ее, как и многих-многих других страдальцев и мучеников от рождения, была просто более не в силах заметить Церковь Страждущая. Ныне ходатайствуя за мир в Общении Святых, Матрона просит Бога о незамеченных Церковью Воинствующей здесь на земле.
Господь согласно библейскому слову, не оставляет оставленных. «Ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Ибо если и мать забудет грудное дитя свое, то я не забуду тебя», — говорит Господь (ср. Ис.49:13,15).