Взломанная хронология Вознесения

иерей Августин Соколовски

Вознесение Господне. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Вознесение Господне. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Источник: Wikimedia Commons

Вера в телесное вознесение Господа Иисуса — это догмат Церкви, одна из непререкаемых основ вероучения. Символ Веры говорит о «Восшедшем на Небеса» Господе Иисусе, а евхаристическая молитва Церкви является Воспоминанием «спасительной заповеди, и всего, о нас бывшего, Креста, погребения, тридневного Воскресения, на Небеса Восхождения, одесную седения, второго и славного вновь Пришествия». Догмат Вознесения не менее важен, чем Воплощение, Воскресение и Второе Пришествие. 

В новозаветных текстах, автором которых Предание Церкви именует Евангелиста Луку, описательное повествование о Вознесении содержится в Евангелии и в Книге Деяний. В каждом из этих текстов у События Вознесения есть своя неповторимая логика. 

Согласно Евангелию от Луки, Господь явился двум ученикам по дороге в Эммаус, и «был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк. 24:35). Вернувшись в Иерусалим, ученики «нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними» (33). «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их» (36). Господь удостоверил учеников в Своем Воскресении. Потом Он вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал «отдаляться от них и …возноситься на небо» (Лк. 24; 51-52). 

Библеисты по-разному понимают смысл этого текста. Так, среди ученых существует авторитетное мнение, что Община, стоявшая у истоков Евангелия от Луки, объединила в тексте события Воскресения и Вознесения. То есть, апостольская Церковь сознательно желала, чтобы Воскресение и Вознесение были для последующих читателей этого евангельского текста одним и тем же событием. 

Согласно Деяниям апостолов, «Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божии» (Деян. 1:3). На сороковой день «Он собрал их» (4), повелел не отлучаться от Иерусалима и ожидать «Крещения Духом Святым» (5). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (9).

Ключевым для рассказа о Вознесении в книге апостольских Деяний является не только тот факт, что Господь вознесся на Небо именно в сороковой день, но и слова о Его предстоящем Пришествии. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо» (Деян.11:12). Община, стоявшая у истоков Книги Деяний, объединила Вознесение и Пришествие — не Возвращение, а именно Пришествие — в единое событие. Для Общины было важно, чтобы Церковь не только не отделяла Парусию, то есть Второе Пришествие, от Вознесения, но и понимала Второе Пришествие Господа Иисуса как одну из составляющих Его Вознесения. 

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг представил им два мужа в белой одежде. И сказали: Иисус (…) приидет таким же образом» (Деян.1;10-11). Пожалуй, для апостольской Общины, а впоследствии и для Церкви Христовой не было более важных слов, чем данное «двумя мужами в белой одежде» обещание и заверение. 

Важно понимать, что Вознесение, то есть, Восхождение Господа Иисуса на Небеса, было для апостольского круга абсолютно спонтанным, неожиданным, не поддающимся никакому предварительному расчету событием. Воскресший Иисус собрал Общину и восшел на Небеса. Это подтвержает факт, что говорящие об одном и том же новозаветные тексты одного автора допускают совершенно разную логику Вознесения. Мы имеем дело с сознательно «взломанной хронологией»! Ведь Вознесение — не просто пункт, период и срок во времени и пространстве, но животворящая Истина, определяющая собой полноценность бытия Церкви как Тела Господа Иисуса. 

Вознесение является окончательным и бесповоротным доказательством того, что Воскресение Иисуса — не возвращение в списки живущих на земле бывшего прежде мертвым человека, как это было в случае Лазаря и других воскрешенных Господом людей, но подлинное преодоление небытия и смерти. В свою очередь, Воскресение и Вознесение вместе являются «окончательным взаимопроникновением природы человека и природы Бога», где, по слову одного из современных нам богословов, «прорываются границы биологического и создается новое пространство существования».

Именно поэтому Церковь видит в Вознесении Господа Иисуса основание собственной неотмирности и принадлежности будущему веку здесь и сейчас. А в литургии Церкви Парусия, то есть, Второе Пришествие Господа Иисуса, обозначается как уже совершившийся факт. Ибо оно уже подразумеваются Вознесением. Как об этом пишет святитель Августин: «Ты, пойманный, связанный, битый, И к Древу Прибитый, Ты мертвый, и Ты погребенный, Ты <…> вознесися Превыше Небес!» (Августин Карфагенский, На Вознесение, Sermo 262). 

И еще. В эпоху христологических споров, которые сотрясали Церковь в V-VI веках и в итоге привели к трагическому и бессмысленному распаду Восточного Православия на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе, епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил компромиссное решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако, по Вознесении, человечество Христово упразднилось, будучи всецело пронизано божеством. В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира теологически объединились. Они отстояли истину о том, что, благодаря Вознесению Господа Иисуса, у Бога …бьется человеческое сердце.