Учителя духовной жизни - Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
19 февраля Церковь празднует память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Святые были великими подвижниками, учителями духовной жизни. Их появление в истории Церкви ознаменовало собой окончание великой славной первоначальной монашеской эпохи. Празднование их памяти – это приношение Церкви особенной самобытной подвижнической традиции, некогда процветавшей в монастырях Газы.
Появление монашества в Палестине было тесно связано с развитием паломничества к Святым Местам. Монашеская традиция здесь не была однородной, и развивалась в, как минимум, трех основных центрах: собственно Палестине, на Синае и в окрестностях Газы. Олицетворением монашества в Палестине на все времена стали Евфимий Великий (377-473) и Савва Освященный (439-532); на Синае – Иоанн Лествичник (579-649); в Газе – Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Великий древний библейский город Газа, в котором некогда Самсон обрушил храм Дагона, погубив филистимлян (Суд.16;23-30), всегда лежал на пересечении торговых дорог. На пути из Иерусалима Апостол Филипп крестил здесь эфиопского евнуха (Деян.8,26). В первые века христианской эры Газа была центром культуры и образованности. Здесь процветало училище ораторского искусства и была даже собственная самобытная богословская школа.
В окрестностях Газы существовали монастыри. Начало монашеской жизни здесь было положено Иларионом Великим (291-372). Епископом Маюма близ Газы был антихалкидонит Петр Ивер (411-491), которому ряд ученых приписывает авторство произведений, вошедших в историю с именем Дионисия Ареопагита. Там же принял постриг величайший монофизитский богослов, епископ Север Антиохийский (465-538). В Газе учил и писал свои произведения великий оратор и экзегет Прокопий Газский (475-528). Здесь же родился и подвизался Авва Дорофей (510-580), и ученик его Досифей (VI век).
Варсонофий Великий был родом из Египта. Однако, о его происхождении и юности мы ничего не знаем. При изучении его биографии создается впечатление, что, подобно древним библейским пророкам, Бог просто сохранял его жизнь под покровом. О Варсонофии написал совсем немного Евагрий Схоластик (536-590) в своей «Церковной Истории»: «В то время во многих местах жили мужи богоносные и великие чудотворцы. К числу таких мужей, всюду просиявших славой, принадлежит Варсонофий, родом египтянин. В одном монастыре близ города Газы он во плоти проводил жизнь бесплотную и совершил множество чудес, которых и не упомнишь. Все уверены, что он еще живет, заключившись в хижине, хотя уже больше 50 лет, как он скрылся от взора» (IV,33). Сохранилась также латинская версия жития святого. Путем тщательной реконструкции отдельные сведения о жизни Варсонофия удалось почерпнуть из его ответов на вопросы учеников. По особому промыслу Божию, хотя сам Варсонофий ничего не писал, таких ответов сохранилось чрезвычайно много.
Житие Варсонофия, а также свидетельства его переписки, доносят до нас пример удивительного, синергического и, пожалуй, неповторимого в истории взаимодействия святых: самого Варсонофия, Иоанна Пророка, Аввы Дорофея и Аввы Серида, именем которого назван был монастырь. Итак, Варсонофий постоянно пребывал в отшельничестве, Иоанн следовал за ним. Так, он 18 лет прожил в затворе в келье, где до этого подвизался Варсонофий.
Серид приносил Варсонофию причастие и пищу, а Дорофей был учеником Серида. Отцы передавали Варсонофию и Иоанну вопросы из мира, и записывали их. Иоанн также давал ответы, которые, по мнению исследователей, отличались большим практическим смыслом. Ответы Варсонофия более пространны. В русском переводе издано более 850 ответов обоих отцов. После кончины Серида ответы записывал игумен Илиан. Дорофей собрал все ответы вместе. Учеником Дорофея был Досифей.
Варсонофий обладал даром совершать знамения, Иоанн мог предвидеть будущее, а потому именовался Пророком. Помимо этого, об Иоанне неизвестно почти ничего. Он отошел ко Господу весьма рано, около 540 года, вскоре после Серида. Помимо Иоанна, Серида и Дорофея, Варсонофий едва ли кому доверял. Он был прирожденным и убежденным отшельником. Боговидение в одиночестве было его призванием. Характерной чертой мировоззрения Варсонофия было уклонение от богословских споров.
Интересно деление писем Варсонофия и Иоанна в соответствии с адресатами. В первой части помещены письма отшельникам, во второй - монахам в общежитии, и, наконец, в третьей, отдельной рубрике, мирянам и епископам. Древняя Церковь считала монашество и епископство несовместимым, епископ был обречен жить в миру. Время Варсонофия и Иоанна завершило собой эпоху, когда казалось, что вскоре Вселенная станет христианской, а монашествующих становилось все больше по всей земле. Парафразируя великого каппадокийца Григория Нисского, «все люди должны стать монахами, чтобы Господь был вынужден скорее прийти вновь».
Варсонофий отошел ко Господу в 563 году, за семь лет до рождения мусульманского пророка Мухаммеда. В 635 Газа была завоевана арабами. Так рождался новый, не монашеский мир. В Православном Богословском Словаре 1913 года Газа именуется укрепленным городом в Палестине, свидетелем подвигов Самсона, с 16000 жителей. В настоящее время в городе проживает 410000 человек. Следы древнего монашеского присутствия давно стерты.
Память преподобных Варсонофия и Иоанна важна как ключ к пониманию монашества. Монашество как Институт? Монашество как власть? Монашество как обеты? Монашество как таинство?
Монашество как хождение пред Богом. Как здесь и сейчас, как чистое ad hoc. Об этом молились и в это верили древние аскеты. Для них монашество было призывом Апокалипсиса, никогда не оставлять Христа - Первую Любовь (ср.Апок.4,2).