Патриарх, который давал убежище в церкви — Тарасий Константинопольский

иерей Августин Соколовски

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека, Рим
Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека, Рим
Источник: Православие.ru

Тарасий Константинопольский (730-806) — малоизвестный в наши времена святой, который был одним из наиболее славных Константинопольских патриархов. 

Тарасий пришел к своему служению со светского поста, вопреки собственному желанию. Подобно древним отцам Церкви, Амвросию Миланскому и Павлину Нольскому, он был высокопоставленным чиновником. Если в свое время Амвросий и Павлин были губернаторами провинций, то Тарасий был начальником императорской канцелярии. Все они были призваны на высокое церковное служение, потому что в этом весьма нуждалась Христова Церковь.

Эпоха Тарасия была чрезвычайно сложным временем для Церкви. Император Лев Исавр III (717-741) сделал борьбу с иконопочитанием официальной политикой Империи. Его преемник Константин V (741-775) закрепил иконоборчество в качестве учения Константинопольской Церкви на разбойничьем «Вселенском» Соборе в Иерии (754). 

Римская Церковь отвергла иконоборческое лжеучение, а потому общение двух Церквей с середины VIII века, было, как тогда казалось, окончательно прервано. Церкви Александрии, Антиохии и Иерусалима находились на территории Багдадского Халифата, что делало их недоступными для иконоборческой политики Империи, но также прекращало церковное общение. 

Вселенский Патриарх Павел IV (780-784) был по убеждению православным, но боялся открыто выступить против противников иконопочитания. Незадолго до своей смерти он принял монашество, что делало продолжение его епископского служения невозможным. По канонам Древней Церкви, монашество и епископство были несовместимы, а потому Павел предложил правившей за малолетством своего сына императрице Ирине избрать Тарасия своим преемником.

Святой не хотел принять это избрание, поставив непременным условием созыв Вселенского Собора. Однако, императорский двор уступил, и 25 декабря 784 года Тарасий был возведен на патриарший престол. Одновременно он отправил в Рим и Восточным патриархам послания с исповеданием православной веры, просьбой о каноническом общении и приглашением принять участие в Соборе. 

Папа Адриан I (772-795) был против такого избрания на высшие церковные степени из мирян, но уступил ради церковного блага. Просьба Тарасия об общении и согласие Адриана уступить стали одним из последних примеров в истории, когда Церкви Востока и Запада оказались готовы отказаться от взаимных претензий ради восстановления взаимного общения. 

Тарасий провел Седьмой Вселенский Собор в Никее (787). Собор восстановил иконопочитание, провозгласив необходимость почитания икон не просто, как обычай или дань традиции, но в качестве церковного догмата. Уже за одно это деяние он достоин вечной благодарности Церкви и был бы канонизован. 

Патриаршество Тарасия длилось 22 года и по критериям того времени оказалось чрезвычайно долгим. Патриарх вернул в церковное общение тех епископов, кто некогда был рукоположен иконоборцами или же через принятие их постановлений отрекся от православной веры. Оппоненты Тарасия не хотели видеть в этом проявление милосердия и, обвиняя его в симонии, утверждали, что святитель решился на это ради денег. 

Смирившаяся было в вопросе восстановления иконопочитания империя вновь выказала свое пренебрежение мнением Церкви, когда Император Константин VI Багрянородный (780-797) постриг свою супругу в монашество и женился на другой. Попытки Тарасия наложить церковное прещение вызвали гонение на монашествующих, как это было прежде при иконоборцах. Для патриарха это стало настоящим потрясением. 

В своем патриаршем служении Тарасий отстаивал древнее право Церкви на убежище. Так, однажды, когда начальник придворной стражи навлек на себя подозрение, святитель предоставил ему защиту от имени Церкви. «Посылая ему пищу от своей трапезы, он дал ему возможность не выходить из алтаря церковного. Он сам провожал его, скрывая под своей мантией, и потом снова возвращал его с предосторожностями в церковь. Служил тому человеку долгое время, как раб, не гнушаясь такого дела».

Еще до своего призвания на церковное служение, будучи важным чиновником Тарасий усвоил себе одно сильнейшее увлечение. Имя этому пристрастию — аскеза. «По целым ночам пребывал он в молитвах и размышлении о Боге, не имел мягкого ложа, избегал многих одеяний». Никто никогда не видел, чтобы ему прислуживали. «Он всегда был сам слугой себе, подавая другим пример».

Память Тарасия празднуется 10 марта. В этот день тело святого после прощания было перенесено из Столицы на другой берег Босфора, в некогда основанный им монастырь и положено в церкви во имя всех святых мучеников. Лодок и кораблей, сопровождавших мощи, было так много, что казалось, будто над Босфором построили мост. Мост служения Богу и людям, по которому взошел на Небо Тарасий Патриарх