Святые врачи Косма и Дамиан
14 июля, когда летнее время стало на пороге своего преполовения, Церковь чтила память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Подобно другим великим столпам Древней Церкви — Иакову Низибийскому, Ефрему Сирину, Иоанну Златоусту, — Косма и Дамиан стали великим даром сирийского христианства Вселенской Церкви.
В наши дни святые Косма и Дамиан нуждаются в защите от забвения. Чтобы их столь актуальное святое бескорыстное врачебное дело в соединении с православной верой вновь обретало контуры осмысления подлинного во Христе здравоохранения.
Слово «забвение» здесь не случайно. Со временем сирийское христианское наследие в рамках единой Вселенской Церкви стало отходить на второй план. Православие в IV–V веке становилось все более латинским и греческим. И такая участь не миновала и святых медиков.
Современный богослужебный календарь трижды (!) празднует память святых чудотворцев и бессребреников:
1) 17 октября Церковь чтит память Космы и Дамиана Аравийских;
2) 14 ноября — Космы и Дамиана Асийских (то есть из Малой Азии);
3) 14 июля — нынешнее летнее воспоминание — Космы и Дамиана Римских.
Истории свойственно соединять в одном образе имена, жития, подвиги и знамения различных святых. В случае же Космы и Дамиана произошло противоположное. Долгое время было принято считать, что это разные святые.
Три различных празднования их памяти говорит как о глобализации древнего почитания, так и об удивительном количестве посмертных чудес святых в каждом конкретном месте. Получается, что через какое-то время христианский народ забывал (или вовсе не знал) об их сирийском происхождении и начинал воспринимать их как святых местной Церкви.
Итак, святые Косма и Дамиан именуются аравийскими по стране их рождения и происхождения, асийскими — по месту образования и врачебного служения, римскими — по причине того, сколь мгновенно после их мученичества почитание этих святых распространилось в Риме, столице тогдашней Вселенной.
Уже Папа Симмах (498–514) посвятил имени святых братьев часовню при церкви Санта-Мария Маджоре, а римский святитель Феликс IV (526-530) — храм на форуме Веспасиана, который и по сей день украшает знаменитая мозаика VI века. На ней Апостолы Петр и Павел указывают Христу на святых Косму и Дамиана. Соответствующая надпись свидетельствует о том, что дом Божий посвящен двум мученикам, «пришедшим с востока даровать народу упование здравия и спасения».
Апостол Петр и бессребреник Косьма
Источник: Демид / Fotoload
В Константинополе в честь святых были воздвигнуты два храма уже в V веке, два других — при Императоре Юстине (518–527). Также в глубокой древности храмы, посвященные святым врачам, существовали в Скифии, Каппадокии, Памфилии и даже в Иерусалиме. Святитель Нонн Илиопольский (+471) в 457 году построил храм в честь святых мучеников в Эдессе. В свою очередь, Император Юстиниан (527-565) благодаря им получил исцеление от неизлечимой болезни. Именно тогда он повелел перестроить и украсить базилику Космы и Дамиана в Кире, а также усилить их почитание в Константинополе. Здесь главная из посвященных Косме и Дамиану церквей стала прообразом современной лечебницы. Больных размещали в ней на неопределенный срок, не зная, как их лечить. Святые же, во сне ли или в видении, являлись им самим или врачам, сообщая, каким именно должно быть врачевание.
О значительности почитания святых Космы и Дамиана в Древней Церкви говорит тот факт, что имена их упоминаются в чине проскомидии, древней римской евхаристической молитве, а также в главной, тайносовершительной молитве таинства елеосвящения, начинающейся словами: «Отче Святой, Врач душ и тел».
Во время проскомидии во имя Космы и Дамиана вынимается седьмая по счету частица в честь чина святых бессребреников и чудотворцев древности. В римской молитве святые поминаются вместе с Киприаном Карфагенским и римскими мучениками. Имена святых мучеников добавлялись современниками к этому списку римской молитвы, и святые Косма и Дамиан стали последними удостоенными этой чести. Тем самым Древняя Церковь обозначила их святость пред Богом как часть единого великого приношения всей Вселенной. Как об этом поется в тропаре всем святым:
Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих, как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь к Тебе взывает, Христе Боже.
Киприан олицетворял собой Африканскую, римские мученики — Италийскую, а Косма и Дамиан — Сирийскую Церковь. Призывая мучеников в таинстве елеосвящения, Церковь просит ходатайства святых о болеющем и страдающем человеке — и в этом подлинная суть соборования, по ту сторону человеческого врачевания и человеческой надежды. Как об этом говорится в разрешительной молитве священника:
Не мою грешную руку возлагаю на главу пришедшего к Тебе во грехах и через Тебя нас у Тебя просящего отпущения грехов, но Твою руку могущественную и сильную, то что в этом Святом Евангелии, которое сослужители мои держат на главе раба Твоего.
Согласно Преданию, Косма и Дамиан были родом с аравийского полуострова. Получив образование на юго-востоке Малой Азии, в Киликии, святые практиковали здесь врачебное дело. При этом, будучи выходцами из обеспеченной семьи, они могли позволить себе не брать денег за врачевание. По имеющимся в житии свидетельствам становится ясно, что лечение воспринималось ими как благовестие христианской веры.
Во время Великого Гонения Диоклетиана (303–313) Косма и Дамиан были взяты под стражу правителем Киликии Лисием. За отказ принести жертву богам святые были обезглавлены после многих мучений. Оставшиеся в живых христиане перенесли мощи свидетелей Христовых в Кир. Здесь они были погребены до времени, когда на месте их честного упокоения была воздвигнута базилика-церковь.
Тем самым Господь сохранил святых своих от забвения. «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, — говорит Господь» (Ис.49;13.15).