Святой Игнатий и другие Богоносцы
11 февраля Церковь праздновала перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца. Игнатий был мужем апостольским, то есть принадлежал к следующему после Апостолов поколению, и стал третьим, после Петра и Еводия, епископом Антиохии.
Он возглавлял эту Апостольскую Церковь вплоть до того момента, как был схвачен римской властью и приговорен к смерти. В Риме он должен был быть брошен на съедение львам. Что и произошло в царствование Императора Траяна (96-117) около 107 года.
Игнатий был под стражей переправлен в Рим дорогами Империи, где пострадал в Колизее. Сведения об Игнатии и его крестном пути сохранил Евсевий Кесарийский в своей «Церковной Истории». Об Игнатии писали Иероним и Феодорит. Похвальное слово ему посвятил Иоанн Златоуст. Мученическая кончина Игнатия последовала 20 декабря.
После казни христиане с благоговением и любовью собрали оставшиеся кости мученика и вскоре перенесли эту великую святыню в пригород Антиохии. В 438 году, при Императоре Феодосии Младшем (401-450), состоялось второе перенесение. Игнатий был положен в храме в самом городе.
В 540 году, после нашествия персов, состоялось и третье перенесение. По другим сведениям, мощи мученика были перенесены в Рим в 637 после арабского завоевания столицы христианского Востока. Тем самым, великий первохристианский святой прообразовал последующие перенесения мощей из областей, окончательно перешедших под власть нехристиан: Николая Чудотворца в Бари и Августина Иппонского в Павию.
Предсмертное странствование Игнатия было долгим. По дороге в Рим он под стражей останавливался в городах Малой Азии и Греции, где писал свои Послания Церквям. Эти семь посланий посвящены общинам, посланники которых выходили ему навстречу. Из текста видно, что Игнатий лично знал этих людей и постоянно находился с ними в непосредственном общении. Эфес, Магнезия, Смирна, Траллы, Филадельфия и Рим. Из всех этих Церквей в наше время сохранилась только Римская.
Как и всякий раннехристианский автор, Игнатий Антиохийский сложен для понимания. Это связано как с отдаленностью тех времен, так и с произошедшими колоссальными переменами. Мир стремительно менялся, прежнее рушилось, история спешила навстречу Христу, а Церковь становилась всемирной. Прежде простое делалось сложным, очевидные прежде вещи становились непонятными. Так, из текста Посланий Игнатия очевидно, что постоянное совершение евхаристии и причащение было для его собеседников непременным. Спустя всего три столетия другой антиохийский проповедник, Иоанн Златоуст, в своих проповедях будет упрекать общину в отказе причащаться.
Другим непростым для понимания толкователей фактом стало наличие в Посланиях Игнатия множества мест из новозаветных текстов. Очень часто они приводятся близко к известным нам текстами, но почти никогда не совпадают с оригиналом. Долгое время это приводило древних и новых авторов в недоумение. Они задавались вопросом, почему же антиохийский епископ не цитировал Евангелие дословно. Объяснение этому появилось лишь недавно. В течение многих столетий господствовало убеждение, что Писания Нового Завета появились почти тотчас после Христова Вознесения. Также считалось, что, например, Евангелия были исключительно трудом отдельных авторов. В настоящее время с каждым днем становится все очевиднее, что новозаветные тексты появились постепенно. Они были многолетним трудом апостольских общин — Церквей вокруг Евангелистов. В них, по вдохновению Духа Божия, было выверено каждое слово. Именно поэтому Писания историчны, они несут в себе Сказанное Богом, то есть богодухновенны. В отличие от апокрифов, их появление не было произвольным. Во времена Игнатия многих новозаветных текстов просто еще не существовало. Общины передавали содержание благовестия по памяти. В этом смысле удивительно, насколько сам Игнатий был живым Писанием и Преданием. Потрясает также и то, сколь развитым уже тогда была жизнь Церкви и ее богословие. Поражает объем устного материала, способность к его передаче и та глубина богословского знания, что тогда были присущи общинам.
Предание именует Игнатия Богоносцем. На вопрос о причинах такого наименования нет однозначного ответа. Существует древнее предание, по которому Игнатий был именно тем ребенком, которого благословил Христос. Господь взял его на руки — отсюда и название «Богоносец». «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)
По другому преданию, сопровождавшие епископа лютые стражники, которых сам он именует «злыми леопардами», часто слышали от него, что Христос написан в его сердце. После казни сердце осталось целым, было разрезано мучителями и на каждом из его частей было написано имя Христово. «На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее» (Римлянам 5).
Имя «Игнатий» — латинское (от ignis) и означает «огненный». Возможно, что «Богоносец», то есть, по-гречески «Теофор», было вторым собственным греческим именем святого.
Игнатий Богоносец. Различные объяснения имени, два из которых основываются на Предании, и одно — на культуре и филологии. И, наконец, третье, взятое непосредственно из текстов Посланий апостольского мужа.
Игнатий — глубочайший богослов, мышлению которого свойственна удивительная, основанная на христологической тайне, антропология. В своих Посланиях святой постоянно писал об исключительной роли Крещения и Евхаристии. Игнатий говорит о Событии явления Господа Иисуса. В нем, воплотившемся Боге, и в вере в Него — свершение всей человеческой истории и всей библейской религиозности. Не христианство уверовало в Библию, а библейский народ уверовал во Христа. На Него указывали, Им вдохновлялось и у Него учились все ветхозаветные пророки.
Для священномученика абсолютно принципиально отличие между крещеными и некрещеными, между теми, кто приобщен животворящему Телу и Крови, и теми, кто будучи не крещен, не участвует в жизни Тела Христова. В пасомых им словесных овцах Игнатий видит подлинных носителей Духа Христова, носителей Его Животворящего Тела и Святости. Именно поэтому он именует их «Живыми Храмами», в которых обитает Бог.
Получается, что, прежде чем войти в память Церкви под именем «Богоносца», Игнатий назвал Богоносцами возлюбленных им, окружавших его, ближних своих христиан. «Богоносцы» — это глаза, которыми он видел свою паству, уста, которыми он ее именовал, руки, которыми благословлял. Христиане для Игнатия — это прежде всего Богоносцы. Богоносцами они, то есть все мы, должны именовать и приветствовать друг друга. Пожалуй, в этом самый главный завет, оставленный Церкви убиенным за Христа в римском Колизее святым епископом. Как сам он писал: «Все вы спутники друг другу, Богоносцы и Храмоносцы, Святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса. И я радуюсь тому, что что вы ничего не любите, кроме одного Бога» (Эфесянам 9).