Святость или болезнь. История великого безумца

иерей Августин Соколовски

Симеон Юродивый
Симеон Юродивый
Источник: «Фома»

Как понимали юродство в древней Церкви? Почему этот подвиг приобретал особенную ценность? Рассмотрим на примере жития Симеона Юродивого.

3 августа Церковь чтила память преподобного Симеона, Христа ради юродивого, и спостника его Иоанна. Святые были современниками императора Юстиниана Великого (527–565). Оба они происходили из Сирии. Подобно Ефрему Сирину, Мелетию Антиохийскому, Иоанну Златоусту, Симеону Столпнику, Симеону Столпнику Дивногорцу и многим-многим великим святым христианской древности, они стали удивительным даром сирийского христианства Вселенскому Православию. 

Симеон и Иоанн познакомились во время паломничества в Палестину. Посещая святые места, оба намеревались вернуться в родную Сирию: двадцатилетнего Иоанна ждал отец и молодая супруга, Симеона –—восьмидесятилетняя мать. Достигнув Иерусалима с его суетой паломнического центра и большого города, они укрепились в своем желании вернуться домой. Однако, покинув Святой Град, паломники посетили мир палестинских монастырей и приняли решение остаться в Лавре Преподобного Герасима. Первоначально подвижники жили по уставу общежития, а затем посвятили себя отшельничеству. 

Спустя 29 лет аскетического подвига Симеон решил вернуться в Сирию. На сей раз им овладело желание миссионерского служения. Вернувшись в Эмесу (современный Хомс в Сирии), Симеон, избегая славы, скрыл свою личность и подвизался в подвиге добровольного юродства во Христе. 

Юродство, или безумие Христа ради — это отказ от прагматичного, выверенного, добропорядочного поведения, сознательное повреждение своей внешней репутации, принятие личины неадекватности, неразумия и безумия, ради спасения себя от антихристова числа «666»: сладострастия, денег и власти.

Как и всякий особенный чин святости, юродство во Христе обладает своей особенной семантикой. Согласно Павлу, святость встраивается в существующую структуру человеческого поведения, преображая ее и вводя в общение с Богом Духом Святым во Христе: «Каждый поступай, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем Церквам. Все — в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор.7;17,19,20). 

Важно сказать, что древность по-иному воспринимала феномен психического несоответствия, того, что позднее стали именовать неполноценностью, расстройством, болезнью, отсутствием разума. Считалось, что ум психически иного, юродивого человека (когда его немощь, подлинная или кажущаяся, сопряжена с верой) отсутствует здесь, на земле. Разум не отсутствует и не исчез, а пребывает с Богом, у Бога и пред Богом, славословя Его день и ночь (Откр. 7:15). Отсюда и то дерзновение, которым обладала молитва юродивого, драгоценность его ходатайства пред престолом Творца за живущих здесь своей рациональностью и своим умом. Юродство как великое упразднение, как суббота самого драгоценного — разума, ума, мышления — чем наделил человека Бог. 

Симеон и Иоанн вместе вспоминаются Святой Церковью. Это означает, что в глазах Божиих и по свидетельству Церкви их связывало друг с другом особое духовное братство, общность аскетического идеала и единство биографии. Свидетельством тому житие: уже много времени спустя после того, как Иоанн остался подвизаться в Палестине, а Симеон нес подвиг юродства в Сирии, в Палестину пришла группа сирийских паломников. Обратившись к Иоанну, они просили его благословения. Движимый Духом Божьим, подвижник, подобно древним пророкам, произнес: «Вернитесь в Эмесу, в Сирию, и там вас благословит Симеон». 

Время Симеона и Иоанна было последней эпохой, когда египетское, сирийское и палестинское христианство пребывало в единстве с Православной Вселенской Церковью, а монахов, сторонников и противников Халкидонского собора, продолжал вдохновлять общий аскетический идеал. Тем не менее, в 519 году Антиохийская, а в 536 году Александрийская Церковь разделились на два параллельных Патриархата — православный и «монофизитский» — и с тех пор существовали как два враждебных, проклинавших друг друга мира. Спустя столетие, в 630-е годы, началось арабское завоевание Востока, и противники Халкидонского собора в Египте приветствовали разрушителей христианской империи как посланных свыше освободителей христиан. Возможно, что ради отображения в себе трагедии происходившего тогда разделения принял на себя обличие безумия Великий Симеон.