Святитель Николай Чудотворец как предвестник Второго Пришествия

иерей Августин Соколовски

Перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари
Перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари
Источник: Храм сщмч. Исидора Юрьевского

Почитание святителя Николая чрезвычайно велико — несомненно, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем это почитание распространяется на всю христианскую планету. 

Как спонтанная реакция на столь великую славу возникает вопрос —почему же некоторые святые почитаются больше других. Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить вовеки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью. Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр.7; 14-15). 

Эти возлюбившие более всего славословие Бога святые возложили руки на святителя Николая и поручили ему заступничество за людей. Они дали ему великую силу являть знамения и творить чудеса — помогать, утешать, избавлять и спасать из бедствий. Сами же предпочли пребывать в неизвестности. 

Из истории древней Церкви известно, что спустя всего несколько десятилетий после кончины святителя Николая в пределах Римской империи, насчитывавшей тогда примерно пятьдесят миллионов человек, было две тысячи епископов. Из жизнеописания же самого святителя до нас почти ничего не дошло. Его слава святости — это, прежде всего, посмертная слава знамений и чудес, рождающаяся из почитания. Современники Николая, великие святые епископы Востока и Запада православного христианского мира — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Миланский, Августин Иппонский и Лев Великий — ничего не говорили о Николае в своих произведениях. 

Согласно житию, святитель родился в 270 году, то есть вполне застал эпоху гонений, и отошел ко Господу в 345, пережив, таким образом, не только легализацию христианства при Императоре Константине (+337), но и Первый Вселенский собор 325 года. Застал эпоху великих догматических споров. Но для современников и ближайших своих потомков Николай остался в безвестности. Это таинственное исчезновение его из непосредственной памяти истории было Богом вознаграждено той великой славой, которую он получил свыше. 

Вера во Второе Пришествие Христово является догматом. Ежедневно она провозглашается в Символе Веры словами: «Верую во Единого Господа Иисуса. Христа. Вновь Грядущего со славой, судить живых и мертвых. Его же Царству не будет конца». 

Ожидание Господня Пришествия помещает нас, Церковь как общество верующих, в период между двумя Пасхами: нашей земной пасхой, сугубо празднуемой в период от Пасхи до Пятидесятницы, и той Великой Пасхой Господа Иисуса, когда Он вернется во славе со всеми святыми. Господь воскресит всякого человека, когда-либо жившего от создания Вселенной. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (1 Кор. 15;53-54). 

Для правильного, православного понимания святости особенно важно осознавать, что святые — это не только и не столько помогающие нам заступники, как бы остающиеся в Церкви после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса, но и предшественники Его Второго славного Пришествия. Об этом таинственно говорится в Евангелии от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святый Град и явились многим» (Мф. 27;51-53). Таким воскресшим, вышедшим из гробов предшественником пришествия Христова стал для Церкви и Вселенной святитель Николай, которого верные призывают с просьбой о ходатайстве перед Богом. 

«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Это великое множество, благословившее святителя Николая на служение Церкви и людям, доколе не исполнится время ожидания Пришествия Христова, — ждет. Церковь, как общество верующих и Невеста Христова, вместе со святителем Николаем, здесь и сейчас ожидает Господа Иисуса. Этому ожиданию суждено исполниться вскоре. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь. Ее, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22;12,17-20).