Кровавый агнец литургии: Стефан Римский
Этот святой победил в богословском споре, но был забыт — в отличие от своего соперника. Он настаивал на милосердии к оступившимся, но сам был безжалостно убит прямо во время Евхаристии. Узнайте больше о малоизвестном мученике древней Церкви — Стефане Римском.
Папа Римский Стефан (+257) был одним из весьма немногих мучеников, убитых гонителями во время совершения литургии. Он один тех, чья кровь, по свидетельству Апокалипсиса, вопиет к Богу об отмщении: «И возопили они громким голосом, говоря: „Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу“» (Откр. 6:10).
Слова евхаристического канона «Еще приносим Тебе словесную сию и бескровную службу» обретают в день памяти римского мученика особый смысл. Папа Стефан был представителем древнего поколения римских епископов, которые стойко исповедовали православную веру и заканчивали свою жизнь в страдании за нее.
Сведения о понтификате Стефана, который длился всего четыре неполных года (с 254 по 257), сохранились благодаря письмам священномученика Киприана Карфагенского (+258). С ним Стефана связывала непрестанная богословская и каноническая дискуссия:
- Папа Стефан восстановил в иерархических правах двух испанских епископов, которые, чтобы сохранить себе жизнь во время гонений, отреклись от веры. Сделали они это формально, получив справку, что будто бы принесли жертву идолам. На деле же они никакой жертвы не приносили. Киприан настаивал на строгости и не соглашался с позицией Стефана.
- Папа Стефан не придавал значения обвинениям в адрес одного из галльских епископов. Собратья по епископату обвиняли его в принадлежности к расколу Новациана, римского антипапы с 251 по 258 год, то есть, по сути, соперника самого Стефана. Киприан призывал проявить к раскольнику строгость и провести разбирательство, Стефан же, как и в первом случае, руководствовался пастырским милосердием.
- В-третьих (и это самый важный пункт богословской дискуссии между Стефаном и Киприаном), Папа Стефан настаивал на невозможности перекрещивания раскольников и еретиков. Киприан утверждал, что вне границ церковного общения таинства, и в первую очередь крещение, недействительны в принципе. Стефан же был убежден, что креститься во второй раз так же невозможно, как родиться вновь от других родителей.
Эти дискуссии, к которым примкнули иерархи различных поместных Церквей, грозили обернуться расколом. Но Господь в это трудное для Церкви время призвал и римского, и карфагенского епископа к мученическому венцу. Оба святых почти одновременно пострадали за Христа в своих Церквах. Оба были усечены мечем по приговору римского суда.
Последующая Традиция признала правоту Стефана. Свидетельством этому исповедание Символа веры: «Верую во едино (то есть, единственное и неповторимое!) Крещение во оставление грехов».
Богословское обоснование истине о неповторимости крещения подробно сформулировал в своих антидонатистских произведениях со-пастырь, ученик и почитатель Киприана по Карфагенской Церкви святитель Иппонский Августин (354–430).
Августин Иппонский: узнайте больше о святом отце, который прославился своей продуктивностью и проникновенными молитвами.
Удивительно, что в историческом плане Стефан и Киприан как бы поменялись местами. Господь, Хозяин истории, распорядился так, что Киприан, учение которого было признано недостаточным, то есть, дефицитарным, сделался для последующих поколений великим героем веры, примером и одним из наиболее почитаемых святых. Стефан же, чье богословие, было впоследствии признано подлинно православным, был забыт.
Согласно житию, во время гонения императора Валериана II (250–257) Стефан постоянно служил литургию, рукополагал новых клириков, проповедовал и утешал паству. Во время богослужения, которое римские христиане совершали на гробах мучеников, воины ворвались в «Собрание святых». Прервав совершение Евхаристии — этой словесной и бескровной службы — они зачитали приговор и усекли Стефана мечом. Верные погребли тело святителя Христова вместе со скромной кафедрой, с которой он обычно говорил проповедь.