В чем смысл Обретения Главы Иоанна Предтечи

иерей Августин Соколовски

Нерукотворный образ Иоанна Предтечи в Команах Абхазских
Нерукотворный образ Иоанна Предтечи в Команах Абхазских
Источник: Cheburgenator / Wikimedia Commons

9 марта Церковь празднует память Первого и Второго Обретения Главы Иоанна Предтечи. Господь Иисус в Евангелии называет Иоанна «большим из всех рожденных женами». «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). 

Иоанн — последний из ветхозаветных пророков. В нем завершается ветхозаветное Откровение и обретает начало новозаветное Благовестие. 

Жизнь Иоанна с момента его зачатия до гибели от рук Ирода является частью домостроительства. Под домостроительством богословие Церкви понимает божественную экономию спасения. Именно Иоанн указал приходившему к нему народу на Иисуса-Мессию. Иоанн крестил явившегося миру Христа Господа: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк. 1:9). 

Иоанн был обезглавлен Иродом. «Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» (Мк. 6:16). Эта, с человеческой точки зрения, позорная и нелепая смерть стала прообразом Распятия Господня. 

Поэтому обретение Главы Иоанна на протяжении истории Церкви следует понимать не по аналогии с обретением мощей великих святых, но как знамение Крестной Победы, а сам праздник — по аналогии с Воздвижением Креста Господня. 

Подобно тому, как Крест Господень вначале был сокрыт, но затем обретен царицей Еленой, захвачен персами и возвращен царем Ираклием в Святой Град в 629, Глава Иоанна была обретена при Константине, затем сокрыта и вновь явлена при благоверном Императоре Маркиане в 452 году. 

От земли возсиявши, Предтечева глава, лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу.