Смысл девства. Мученица Феврония Низибийская

иерей Августин Соколовски

Святая преподобномученица Феврония дева, Сирская. Византийская икона XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае
Святая преподобномученица Феврония дева, Сирская. Византийская икона XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае
Источник: Демид / Fotoload

Каким было монашество у ранних христиан? Почему девство было для них чем-то большим, чем просто отказ иметь семью? Рассказываем о житии и подвиге преподобномученицы Февронии — «дочери завета», и о тонкостях безбрачия в древней Церкви.

Преподобномученица Феврония пострадала за Христа в правление императора Диоклетиана (284–305). Она была посвященной Богу девой и стала небесной покровительницей благоверной княгине Февронии Муромской. 

Феврония Низибийская — одна изнемногих сирийских дев-мучениц первых веков христианства, чьи имена дошли до нас. Она олицетворяет всех тех, кто даже в отдалении от центров апостольского христианства того времени свидетельствовал о вере в Распятого «перед язычниками, царями и владыками земли» (Мф. 10:18). 

Феврония происходила из Низибии — современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской империй, а сам город с 298 года принадлежал римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, научным центром, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская богословская школа, с которой был связан преподобный Ефрем Сирин. 

Православное мировоззрение, формы рассуждения и языка древних сирийских христиан того времени происходили из трех основных источников:

  1. Месопотамские сказания и тип мышления;
  2. Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания;
  3. Грекоязычное христианство, при этом опосредованное, в сирийских переводах.

Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена Благая весть.

На каком же языке говорил со Своими учениками и с народом Иисус? Если это арамейский, то почему он стал основным разговорным языком для еврейского народа? И можно ли понять, какой арамейский диалект мог быть для Христа родным? Узнайте из этого видео.

Феврония вела образ жизни, посвященный Богу. И хотя в богослужебном календаре она именуется преподобномученицей, монахиней в современном смысле слова она не была. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами и Дочерями Завета».  

Вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», — предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр. 11:18). 

Следует отметить, что и безбрачие древних епископов было, помимо предложенного апостолом Павлом миссионерского идеала (1 Кор. 7:7), обусловлено требованием безупречности, неподкупности, неуязвимости и бесстрашия. Ведь с легализацией христианства при императоре Константине епископы приобретали право суда, защиты и печалования. К суду Церкви вправе были обратиться те, кто предпочитал церковную юрисдикцию гражданской. К примеру, в таких повседневных заботах проходила жизнь «Николая Чудотворца» древней Сирийской Церкви святителя Иакова Низибийского (+338). По Преданию, именно он положил начало почитанию мученицы Февронии во святых. 

Девство становилось местом неизменяемости, отображало присутствие Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеком, воплотившись от Девы. Именно эта, христологическая, а не философско-религиозно-аскетическая направленность посвященного Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В особенности это заставляло негодовать правителей. Ведь они, обожествлявшие императора, видели, что единый истинный Победитель и Владыка жизни и смерти — свидетельствуемый девами Господь Иисус Христос — торжествует в немощнейших сосудах тел христианских дев (1 Пет. 3:7). 

По свидетельству жития святой Февронии, когда слух о наступлении гонений на христиан дошел до общины, к которой она принадлежала, все девы предпочли бежать. Феврония же осталась, была схвачена и приведена на суд. 

В контексте только что сказанного, процесс над христианскими девами строился по двум направлением. Каждое было для языческих правителей чрезвычайно важно: 

  • От дев требовали отречения от веры;
  • Им обещался благополучный, с языческим супругом, брак.

По мысли идолопоклонников, христианская дева должна была совершить таким образом двойное отречение. Провозгласить императора Господом, и, согласно логике римского права, обрести могущественного супруга-язычника своим новым отцом. Ведь римляне прекрасно помнили, кого христиане именовали своим Единым и Единственным Отцом на Небесах. 

Феврония не отреклась от веры и отказалась от брачного предложения, которое, согласно мученическим актам, делал ей правитель, язычник Лисимах. Деву принуждали уговорами, затем мучили, калечили ее живое тело, отрубали руки и ноги, но не добились ничего. 

Тот летний день 1725 лет тому назад стал днем рождения Февронии. Ибо только так первые христиане именовали дни мученической смерти своих братьев и сестер. Видя происшедшее крещение кровью, язычник Лисимах уверовал во Христа и так, молитвой Церкви и девы, в отличие от всех своих языческих соплеменников, перестал быть сиротой, ибо обрел себе Небесного Отца (ср. Мф.6:9).