Смысл девства. Мученица Феврония Низибийская
Каким было монашество у ранних христиан? Почему девство было для них чем-то большим, чем просто отказ иметь семью? Рассказываем о житии и подвиге преподобномученицы Февронии — «дочери завета», и о тонкостях безбрачия в древней Церкви.
Преподобномученица Феврония пострадала за Христа в правление императора Диоклетиана (284–305). Она была посвященной Богу девой и стала небесной покровительницей благоверной княгине Февронии Муромской.
Феврония Низибийская — одна изнемногих сирийских дев-мучениц первых веков христианства, чьи имена дошли до нас. Она олицетворяет всех тех, кто даже в отдалении от центров апостольского христианства того времени свидетельствовал о вере в Распятого «перед язычниками, царями и владыками земли» (Мф. 10:18).
Феврония происходила из Низибии — современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской империй, а сам город с 298 года принадлежал римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, научным центром, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская богословская школа, с которой был связан преподобный Ефрем Сирин.
Православное мировоззрение, формы рассуждения и языка древних сирийских христиан того времени происходили из трех основных источников:
- Месопотамские сказания и тип мышления;
- Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания;
- Грекоязычное христианство, при этом опосредованное, в сирийских переводах.
Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена Благая весть.
На каком же языке говорил со Своими учениками и с народом Иисус? Если это арамейский, то почему он стал основным разговорным языком для еврейского народа? И можно ли понять, какой арамейский диалект мог быть для Христа родным? Узнайте из этого видео.
Феврония вела образ жизни, посвященный Богу. И хотя в богослужебном календаре она именуется преподобномученицей, монахиней в современном смысле слова она не была. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами и Дочерями Завета».
Вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», — предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр. 11:18).
Следует отметить, что и безбрачие древних епископов было, помимо предложенного апостолом Павлом миссионерского идеала (1 Кор. 7:7), обусловлено требованием безупречности, неподкупности, неуязвимости и бесстрашия. Ведь с легализацией христианства при императоре Константине епископы приобретали право суда, защиты и печалования. К суду Церкви вправе были обратиться те, кто предпочитал церковную юрисдикцию гражданской. К примеру, в таких повседневных заботах проходила жизнь «Николая Чудотворца» древней Сирийской Церкви святителя Иакова Низибийского (+338). По Преданию, именно он положил начало почитанию мученицы Февронии во святых.
Девство становилось местом неизменяемости, отображало присутствие Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеком, воплотившись от Девы. Именно эта, христологическая, а не философско-религиозно-аскетическая направленность посвященного Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В особенности это заставляло негодовать правителей. Ведь они, обожествлявшие императора, видели, что единый истинный Победитель и Владыка жизни и смерти — свидетельствуемый девами Господь Иисус Христос — торжествует в немощнейших сосудах тел христианских дев (1 Пет. 3:7).
По свидетельству жития святой Февронии, когда слух о наступлении гонений на христиан дошел до общины, к которой она принадлежала, все девы предпочли бежать. Феврония же осталась, была схвачена и приведена на суд.
В контексте только что сказанного, процесс над христианскими девами строился по двум направлением. Каждое было для языческих правителей чрезвычайно важно:
- От дев требовали отречения от веры;
- Им обещался благополучный, с языческим супругом, брак.
По мысли идолопоклонников, христианская дева должна была совершить таким образом двойное отречение. Провозгласить императора Господом, и, согласно логике римского права, обрести могущественного супруга-язычника своим новым отцом. Ведь римляне прекрасно помнили, кого христиане именовали своим Единым и Единственным Отцом на Небесах.
Феврония не отреклась от веры и отказалась от брачного предложения, которое, согласно мученическим актам, делал ей правитель, язычник Лисимах. Деву принуждали уговорами, затем мучили, калечили ее живое тело, отрубали руки и ноги, но не добились ничего.
Тот летний день 1725 лет тому назад стал днем рождения Февронии. Ибо только так первые христиане именовали дни мученической смерти своих братьев и сестер. Видя происшедшее крещение кровью, язычник Лисимах уверовал во Христа и так, молитвой Церкви и девы, в отличие от всех своих языческих соплеменников, перестал быть сиротой, ибо обрел себе Небесного Отца (ср. Мф.6:9).