Сирийский «Николай Чудотворец»: святитель Иаков Низибийский
Святитель Иаков Низибийского — один из великих героев веры древней Антиохийской Церкви, сирийского и всего восточного христианства. Аскет, чудотворец, епископ, участник I Вселенского Собора в Никее. Современник Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. В памяти Общины образ Иакова хранится как образ христианского пастыря, которого жаждут Церковь и человечество.
Иаков происходил из Низибии — современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. Во его времена это была граница Римской и Персидской империй, а сам город с 298 года принадлежал римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, центром науки, местом соединения Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине 4 века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская богословская школа.
Иаков родился во второй половине 3 века. О его жизни до монашества и епископства ничего не известно. Детали его биографии в этот период совпадают с биографией другого отца Сирийской Церкви — преподобного Ефрема (306-373). Ефрем Сирин называл Иакова своим наставником.
Другой великий учитель Сирийской Церкви, блаженный Феодорит Кирский (386-457), написал об Иакове в своей «Истории боголюбцев». Это созданное около 444 года произведение спасло от забвения жития и имена многих сирийских подвижников, монахов и монахинь, и сохранило для Общины драгоценные крохи жития Иакова Низибийского.
Сирийское подвижничество известно в Православной Церкви гораздо менее египетского. Но было не менее славным, нередко еще более строгим и невероятным, чем египетское монашество. Именно в Сирии процветало столпничество, а Иоанн Златоуст (+407) в юности из-за чрезмерных подвигов подорвал свое здоровье. Влияние древнего сирийского монашества на православную аскетику до сих пор остается колоссальным.
«На границе Царства Римского и Персидского есть город Низибия. Родившийся в этом городе Великий Иаков жил в зарослях под открытым небом. В пищу употреблял не то, что с трудом сеется или собирается, а что происходит само собой», — пишет Феодорит про Иакова.
Иаков носил грубую одежду из шкур диких коз, поверх которой надевал плащ. Очистив свой ум в молитве и слове Божием, он приобрел благодать чудотворения и дар пророчества, которые Феодорит именует «Апостольским светом». В 309 году христиане Низибии избрали его епископом для служения апостольскому преемству Церкви. Как и многие подвижники того времени, Иаков пострадал за Христа как исповедник, но остался жив в Великом Гонении Диоклетиана (303-313).
Важно понимать, что следующие после Иакова поколения церковных людей не застали настоящих гонений. А участвовавшие в Никейском Соборе епископы представлялись этим людям подобными древним пророкам, героями веры. Именно по отношению к участвовавшим в Соборе пастырям Церковь впервые применила новое наименование — «отцы». Ведь подобно Аврааму и другим библейским патриархам они вели Божий Народ к догматической истине и нравственной правде.
Пророческими являются и знамения, о которых говорит Феодорит в своей «Истории Боголюбцев». Так, на пути в Персию Иаков повстречал женщин, которые хотели поглумиться над христианской аскезой. Иаков наказал их внезапной старостью. Это было чудо, аналогичное библейским чудесам, таким как наказание Елисеем проказой Гиезия (4 Цар. 5:27) или знамение того же пророка с медведицей (4 Цар. 2:23).
Предание сохранило наименования «Иаков Мудрый» и «Иаков Чудотворец». Подобно Николаю Мирликийскому святой избавил от казни неправедно осужденных, подобно Спиридону Тримифунтскому, став епископом, «он не переменил ни пищи своей, ни одежды». Подобно обоим, Николаю и Спиридону, Иаков лично противостал Арию на Никейском Соборе.
«К посту, к подвигам бодрствования и к власянице, в которую он одевался, присоединились всякого рода заботы о нуждающихся, то есть попечение о вдовах, заботы о сиротах, обличение обидчиков и защита обижаемых», — писал Феодорит о епископстве Иакова. В 338 года Иаков умер в осажденной персами Низибии. Он просил Бога за свою паству и город был избавлен. «И зачем обо всем этом рассказывать тем, которые знают, что требуется от принимающих на себя подобное служение? — завершает Феодорит. — Святой Иаков особенно любил такие труды, потому что и любил, и боялся Господа этих овец».