Радоница
Поминальные дни так устроены Церковью, чтобы она могла помянуть всех тех, кого более некому помянуть и за кого больше некому помолиться. В этом смысл вселенских, то есть всемирных, заупокойных воспоминаний, которые обычно приходятся на субботу. Но Радоница в нашей традиции — это особый день.
По уставу Святой Церкви, в особенный период, в первые восемь дней после Пасхи, поминовение отшедших изымается из литургического обихода, как бы упраздняется и делается невозможным. Эта приостановка не есть забвение, но передача имен ушедших в особенную сферу молитвенного суверенитета Церкви. Ведь в период светлого пасхального восьмодневия все отшедшие так или иначе обязательно поминаются за литургией в евхаристической молитве. Просто слова такого поминовения как правило в храме не слышны, ибо звучат перед самим престолом. Таким образом, при отсутствии специального поминовения в отдельных чинопоследованиях в эти дни Господь Сам берет на Себя попечение обо всех, кто жил.
Итак, сегодня, на Радоницу, — первый день, когда такое отдельное поминовение ушедших впервые после Пасхи возможно на панихиде, литии и кладбище. Церковь собирается в Храме для поминовения всех живших. Кого мы знали и кого не знали, кому мы сочувствуем, о ком скорбим, но также и тех, кого никогда не знали, о ком никогда не слышали при жизни, но на чье ходатайство и дерзновение пред Богом мы надеемся, ибо люди эти были праведны.
В этот день возникает особое желание, стремление, воля и надежда поделиться пасхальной радостью с теми, кто жил прежде нас; сказать им, что Господь Иисус воскрес из мертвых, и отныне владеет адом и смертью. Как Сам Он в Откровении Иоанна Богослова говорит, разделяя с верными Свою победившую смерть Победу: «Не бойся. Я первый и последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:17—18).
Когда Церковь Странствующая в пасхальные дни совершает молитвенное поминовение отшедших, верные призываются помнить о том, что они, наши усопшие и наши умершие — давайте подчеркнем это слово вместе с философом Джорджо Агамбеном — знают о том, что Христос воскрес. Знают, что их ожидает всеобщее воскресение. О том, что та плоть, то тело и те кости, которыми они обладали, будут воскрешены Господом в последний день. «Мы будем видеть Бога телесными глазами», — как об этом в произведении «О Граде Божьем» исповедует учитель Карфагенской Церкви Августин (22,30).
В этом совместном знании раскрывается наше общение в памяти с теми, кого мы знаем по именам. Что же сказать о тех, кто нам неизвестен, кто вовсе забыт и стерт из человеческой памяти, и за кого некому больше помолиться?
Здесь совершенно необходимо библейское и догматическое знание о том, что всякая молитва Церкви, и всякое ходатайство Церкви, как Тела Христова, есть молитва и ходатайство Господа Иисуса.
Господь Иисус Христос до последнего дыхания просил, молился и ходатайствовал за всех, и, главное, как об этом свидетельствует Писание, за своих убийц (Лк. 23:34). Господь Иисус исполнил Завет и совершил божественную волю. Убитый за грехи мира, Иисус был воскрешен Своим Небесным Отцом. Это Его Воскресение стало божественным ответом на подлость, трусость, предательство, преступление и грех.
Молитва Господа Иисуса не может быть не услышана.
Это значит, что всех тех, кого более не помнит никто, помнит Господь Иисус. Своей молитвой Он дарует им Свою искупительную ходатайственную мощь. Мы же, вспоминая тех, кого некому вспомнить, присоединяемся к этой животворящей благодати. Зная, что тогда и нас Господь никогда не выпустит из Своей руки. «Он был распят, погребен, воскрес, взошел на небо, послал ученикам Святого Духа, те стали проповедовать имя Его, во имя распятого и убитого стали творить чудеса; и те, кто в неистовстве пролил кровь Его, теперь с верою пили ее». (Августин; На 1 Иоанна 10).
Христос Воскресе!