Поэт покаяния — Андрей Критский
Андрей родился в Дамаске в правление четвертого праведного халифа Али Ибн Абу Талиба (656-661), на преемство которого ссылается исламская традиция шиизма, и умер на острове Лесбос в правление императора-иконоборца Льва Исавра (ум. 741), положившего начало новой династии.
Рождение Андрея на год предварило кончину Абу Талиба, а отшествие его ко Господу также на год — смерть Льва. С уходом Абу Талиба закончилась эпоха праведных халифов (630-661). Именно Льву удалось остановить наступление арабов у стен Константинополя (718). И в благодарность Богу за эту победу, Лев положил начало… иконоборчеству (730-842). Но об этом мы еще поговорим.
В отличии от житий многих известных святых, в дошедшей до нас биографии Андрея мало легендарного. Биография его интересна и логична. К тому же, лишенная легендарного, она исторична, а потому драгоценна и поучительна.
Довольно рано, уже в 15 лет, Андрей поселился в монастыре при Гробе Господнем в Иерусалиме. Четырнадцатилетие по канонам Церкви до сих пор является возрастом совершеннолетия. Да и вообще люди в то время жили очень недолго.
Монашество в первоначальном понимании было лишено всякой сакраментальности. Иными словами, оно не воспринималось как таинство. В восприятии Древней Церкви монашество — чистое ad hoc (лат. «здесь и сейчас»).
Таинство есть объективность. Оно необратимо. Так, крещение и рукоположение не могут быть отняты, а Евхаристия не может возвратиться в состояние обычного хлеба и вина.
Монашество же субъективно. Оно обратимо. Даже если монашества нельзя лишить или его нельзя отнять, то его можно лишиться и отречься через секс, деньги и власть. Древние отцы боялись утратить монашество. Боялись этого как огня. Боязнь этой утраты пронизывает собой Великий канон.
В 680 году в Константинополе состоялся III Константинопольский собор, который позднее вошел в историю как VI Вселенский. На этом соборе Церковь осудила ересь монофелитства. Монофелитство считало, что в Богочеловеке Христе нет природной человеческой воли. По логике Отцов собора это означало, что человеческая воля Христом не воспринята, а значит, не исцелена. Тема болезни и исцеления воли человека — одна из составляющих Великого канона.
Поскольку Иерусалим находился на территории халифата, местоблюститель Иерусалимского Патриаршего Трона Феодор I (668-692) не принял участия в соборе 680 года. В 685 он послал Андрея, который к тому времени стал его секретарем, в составе делегации в Константинополь, чтобы подтвердить согласие Иерусалимской кафедры с постановлениями Константинопольского собора. Андрей так и остался в столице, где был поставлен диаконом в Святой Софии.
Подобно нашему, время Андрея было апокалиптическим временем. Вследствие христологических споров V-VI веков, имевших место после IV Вселенского собора в Халкидоне (451), фанатизма противников собора и репрессивной политики Константинополя против несогласных, Восточное Православие с 537 года раскололось на две части. Центрами этих частей стали Александрия и Константинополь. Это были две равновеликие Церкви с параллельными иерархиями, которые были не прочь «перекрестить» друг друга. В начале VIII века арабские армии завоевывали Пиренеи, а 674-678 годах уже стояли у стен Константинополя. В своем каноне Андрей просит Богородицу сохранить «Великий град».
Новый император Лев III Исавр (717-741) был человеком искренней религиозности. В религии он искал и причину постоянных поражений византийцев. В 717-718 продолжалась вторая осада арабами Константинополя. Лев вступил в союз с болгарами, был великим полководцем. Ценой невероятных усилий город удалось отстоять. Победа основателя исаврийской династии остановила арабскую экспансию в Малой Азии и Восточной Европе. В 726 году Лев вступил на путь иконоборчества. Ведь «иконоборцами», то есть не принимавшими человеческих религиозных изображений, были и постоянно одерживавшие тогда военные победы мусульмане. Вскоре после этого Лев и вправду начал побеждать. Такое совпадение стало для Церкви того времени великим искушением.
Андрей был диаконом вплоть до своего поставления во епископы критского города Гортина недалеко от Ираклиона в 692 году. В 712 году он участвовал в другом, созванном императором Филиппиком (711-713) соборе, который отменил решения VI Вселенского и вновь поддержал монофелитизм. Для таких отцов, как Максим (580-662) или Мартин Исповедник (598-655), такая подпись под решениями собора означала отречение от Христа. После низложения Филиппика Андрей раскаялся в своем прежнем решении, о чем сохранилось письменное свидетельство в соответствующей поэме. Скорбь об отречении от Бога невидимой нитью проходит сквозь строки Великого канона.
Незадолго до своей кончины Андрей Критский отправился в Константинополь. Словно искупая свою вину за монофелитское отречение, Андрей проповедовал против иконоборцев. В 730 году вместе с Патриархом Германом (+730) Андрей отказался подписать иконоборческий эдикт. За это выступление против политики императора творец канонов был низложен, сослан и умер в изгнании.
У Андрея был великий поэтический дар. Литургическая наука полагает, что именно Андрея Критского следует считает родоначальником богослужебного жанра канонов. Исторически канон вытеснил предшествовавший ему жанр кондака: развернутого, технически и филологически гораздо более сложного типа богослужебного хвалебного текста в честь праздника.
Вершиной жанра кондака считается творчество уроженца сирийского Хомса — Романа Сладкопевца (485-556). Вспоминая Андрея Критского, Церковь призывается вспомнить и его невольного конкурента Романа, из великого поэтического наследия которого в современном православном богослужении не используется почти ничего.
«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли», — так начинается Символ веры. Мало кто знает, что в греческом оригинале слово «Творец» буквально означает «Поэт».
Читая Великий канон, Церковь взывает: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». Андрей был епископом, проповедником и поэтом. Житие Андрея Критского также говорит о том, что до семи лет он не мог говорить. Дар речи пришел к нему через Причастие. Получается, что, в творениях Андрея, Причастие стало рождением поэзии — поэзии во славу Поэта Неба и Земли.