Первый мученик за Христа

иерей Августин Соколовски

Святой Великомученик Прокопий Кесарийский. Фреска монастыря Хора в Константинополе. Около 1316 - 1321 годов
Святой Великомученик Прокопий Кесарийский. Фреска монастыря Хора в Константинополе. Около 1316 - 1321 годов
Источник: Демид / Fotoload

Кого в Священном Писании называют первым мучеником? Какие святые положили начало подвигу за Христа и как их исповедание перекликается с Символом Веры?

21 июля, когда Русская Церковь торжественно праздновала явление Казанской Иконы Божией Матери в 1579 году в Казани, богослужебный календарь чтил также память великого святого христианской древности — мученика Прокопия.

О страдании Прокопия повествует свидетель и современник его подвигов епископ Евсевий Кесарийский (265–339). Согласно Евсевию, в апреле 303 года, на девятнадцатом своего правления, император Диоклетиан издал несколько последовательных указов о преследовании христиан.

В первом из указов правителю Палестины Флавию предписывалось разрушать до основания христианские церкви и сжигать священные книги. Христиан, облеченных должностями, лишать звания, а частных лиц арестовывать. В последующих документах, на сей раз направленных против служителей Церкви, предписывалось заключать их в узы и всячески принуждать к принесению жертвы богам.

Изначально Иерусалим был Матерью Церквей и кафедрой брата Божия, апостола Иакова. Однако в 70 году город был полностью разрушен римлянами. Предупрежденные о грядущей катастрофе, христиане тогда оставили город, и первая апостольская кафедра прекратила таким образом свое существование. Некогда Матерь Церквей, Иерусалимская Церковь считалась таким образов утратившей апостольское преемство.

В 135 году на месте Иерусалима была основана римская колония Элия Капитолина. Хотя, по Преданию, на месте прежнего Святого Града в первые века христианства всегда пребывал епископ с небольшим количеством верных христиан, город Элия был полон идолов. 

Согласно Евсевию, Прокопий предстал перед судом и заслушал повеление принести языческое жертвоприношение. Будучи чтецом, катехизатором, переводчиком с сирийского и экзорцистом, то есть изгонявшим злых духов церковным служителем, святой, несомненно, вызывал особенную ненависть римлян.

В ответ на приказ принести жертву богам Прокопий не без иронии ответил, что знает только Одного Единого Бога, Который Сам определяет, какую жертву надлежит Ему принести. Такой ответ, вне всякого сомнения, содержал в себе насмешку над представителями империи, которые мнили себя вправе решать, какую именно жертву желают их «боги». Но в своем кратком убедительном ответе Прокопий указывал и на исповедание христианской веры — ту подлинную жертву Единому Богу, которую сам он вскоре действительно принесет.

Время палестинского гонения было периодом тетрархии, то есть правления четырех фактических императоров. Потому в ответ на отказ принести жертву богам проконсул повелел Прокопию совершить возлияние «четырем царям». В ответ мученик процитировал Илиаду Гомера (2,204): «Нет в многовластии блага, да будет единый властитель!».

Свидетельство святых мучеников Христовых в истории следовало некоему особенному замыслу, который удивительным образом воспроизводит последовательность нашего Символа Веры.

Очевидно, что отказ принести жертву Богам со стороны Прокопия соответствовал христианскому монотеистическому исповеданию веры, и, по сути, воспроизводил первые строки Символа: «Верую во Единого Бога, Вседержителя». Слова же о Едином Властителе, формально отсылающие к словам древнегреческого классика Гомера, на деле означали верность дальнейшим словам христианского исповедания: «Верую во Единого Господа Иисуса».

«Произнесши эти слова, он был обезглавлен», — так Евсевий заканчивает свое свидетельство о мученическом свидетельстве святого Прокопия. В повествовании о подвиге палестинских мучеников в том виде, в каком мы встречаем его у Евсевия, а также в одном из дополнительных древних источников, чрезвычайно важны две подробности.

Во-первых, говоря о происхождении святого, источник называет Иерусалим «Элией», как бы сознательно забывая о подлинном имени Святого Града. Во-вторых, Евсевий именует Прокопия «первым мучеником», подчеркивая первенство этого великого свидетеля Христова.

Согласно Апокалипсису, первым мучеником был Сам Господь Иисус Христос. «Так говорит Аминь, мученик верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3:14). Как в первом апостольском поколении Господь воздвиг подобных Себе свидетелей веры, так в каждую эпоху и в каждом свидетельствовавшем о вере поколении, епархии, регионе, местной церкви, всегда были те, кто первыми страдал за Христа.

Первомученики — особенный, избранный лик святости. Таким первомучеником во времена Великого гонения Диоклетиана стал святой Прокопий. Он положил начало великому страданию свидетелей Христовых: Алфея, Закхея, Тимофея, Агапия, Феклы, Апфиана, Улпиана, Эдессия, Памфила, и многих-многих других. Палестинских мучеников, на свидетельстве которых возродился и вскоре вернул свое имя Святой Град Иерусалим.