Первый монах в истории

иерей Августин Соколовски

Александр Кабанель «Павел Фивейский, окруженный львами»
Александр Кабанель «Павел Фивейский, окруженный львами»
Источник: Wikimedia Commons

28 января Церковь праздновала память преподобного Павла Фивейского (228-341). Литургическое воспоминание великих подвигоположников монашества в последние дни января — несомненный предвестник приближения Великого Поста. 

Церковь почитает Павла как первого монаха в истории. Он был первым из монашествующих. Его память — это благодарение всем положившим начало этому животворному образу жизни. «Читатель, вспомни грешного Иеронима», — память Павла Фивейского это и благодарность Иерониму (347-420), записавшему его житие. 

Первые века христианской веры не знали монашества. Оно было в принципе невозможным. Мир нуждался в евангелизации, язычество должно было быть преодолено во встрече с христианством. Среди пострадавших за Христа мучениц Ранней Церкви было немало посвященных Господу дев, проповедники веры часто были безбрачными. Но это было не монашество, а ожидание Пришествия. «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем» (Флп. 4:6). 

Монашество — это особенный способ существования. Жизни монаха придается форма, которая превращается в ее содержание. Одиночество, воздержание, молитва, созерцание, боговидение. Таким, по своему замыслу, было монашество первых веков. Оно пришло в Церковь неожиданно, апокалиптически, животворно. 

Древнее монашество не знало ни обетов, ни перемены имени. «Павел Фивейский положил начало пустынному житию, хотя и не дал ему имени», — пишет Иероним. Монашество было чистой субъективностью — только ad hoc, здесь и сейчас. В отличие от таинств, действенность которых не зависит от нравственных качеств священника, монашество могло быть утрачено через грех. Подвижники ходили перед Богом в боязни Его потерять. Великим испытанием для монашества стало превращение его в институт. 

Во времена гонений Декия (249-251) на Павла Фивейского был написан донос по обвинению в христианстве. И он ушел в пустыню. Поселившись в пещере, которая прежде, «когда Антоний был в связах с Клеопатрой», была вертепом фальшивомонетчиков, Павел остался в ней навсегда. 

Это было монашество как продолжение мученичества. Монашество как речь без слов. Монашество как дар жить умирая, чтобы умерев, жить.