Пасха, Царство, и Сила, и Слава

иерей Августин Соколовски

Александр Иванов «Явление Христа по воскресении одиннадцати ученикам»
Александр Иванов «Явление Христа по воскресении одиннадцати ученикам»
Источник: Государственная Третьяковская галерея

 

Христос Воскресе! Читаемое в пасхальную ночь на литургии начало книги Апостольских Деяний рассказывает, как по Воскресении Своем из мертвых Господь собрал учеников (Деян. 1:1-8). 

Дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1:2-3). 

Являя им Себя Воскресшего, Он благословил их и вознесся во славе. В свете пасхального догмата важно понимать, что для апостольской общины, из которой надлежало тогда родиться Церкви, было не просто важно, но принципиально необходимо, чтобы Господь ушел, вознесшись на Небеса. Ибо тогда и только так, в Духе Святом, Он сделался доступным всей Вселенной в жизни и таинствах Церкви. А главное, в вере, которую апостолам отныне надлежало проповедовать по всей земле. По слову Самого Господа перед самим Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф. 28:18).

В своем Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что «мы более не знаем Христа во плоти» (2 Кор. 5:16). Это означает, что каждое событие земной жизни Господа Иисуса отныне раскрывается нам как Явление Бога во плоти. Раскрывается так в свете пасхального догмата.

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3:16).

Посланный Богом и Отцом, Господь Иисус отныне бывает воздвигнут из мертвых. И так Он поставляется Царем и Властелином Вселенной, безоговорочно явленным всем народам на все времена. А потому те слова, которыми Церковь славословит Бога и Отца, относятся ко Господу Иисусу, которому, Воскресшему, принадлежит Царство, и Сила, и Слава.

 

Царство. Исповедуя Иисуса Господом, апостольская община признавала, что именно Он сделался для христиан единственным подлинным Правителем всей Вселенной. Он один свободен от всякой узурпации, Ему одному, в библейском помазании Мессией, дана была власть от Бога. Власть не от мира сего (Ин. 18:36), но власть над миром. Он Царь и Господь, на одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16). Это исповедание Царства Христова станет вдохновением мучеников, оно даст силы Церкви пронести эту веру сквозь преследования во все времена.

Сила. Сила Господа Иисуса означает, что в Воскресении Своем Христос Господь становится неуязвим. Сила Божия пребывает с Ним, в Нем и на Нем, ибо отныне Сила Божия — это Сам Он, дарующий Себя Апостольской Общине Учеников. Господь Иисус, пребывающий в Своей Церкви — Всемогущий и Сохраняющий — везде и всюду. «Любящим же Бога отныне все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Слава. Слава, которой облечен Господь Иисус, в пасхальном событии поставленный Богом Христом-Мессией, отныне Духом Святым передается нам в Церкви. Это та слава, которую во Иисусе предуготовил Сам Бог, та слава, что явлена бывает уже сейчас, в День Воскресения. Та слава, что ждет Землю во окончании Истории. А потому сама Церковь, словами древних Символов исповедует не только веру в воскресение мертвых, но в воскресение всякой плоти. «И мы, находясь в этой хижине, воздыхаем, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4).

 

«Церковь есть общество верующих, сообщество общения, общение соприкосновения. Христос Воскресе» — эти главные слова вновь и вновь повторяются Церковью в пасхальный период. Это слово догмата, один из первейших Символов Веры. В этом Символе провозглашается, что Иисус — Мессия, Христос, Восставший из мертвых, Живый во веки, Имеющий ключи ада и смерти, Страшный для зла, богоборцев и демонов (Откр. 1:18). 

Слова «Христос Воскресе» следует произносить как можно чаще, поскольку первоначальное свойство христианской веры таково, что только переданная другим, она оживает в провозглашающем ее человеке, оживает в собрании верующих во Христа. Пробуждаясь, вера становится непоколебимым убеждением в том, что Господь Иисус жив, живет и царствует. Становясь исповеданием Воскресшего, вера делается способной животворить и воскрешать. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Христос Воскресе!