Отцы египетской Церкви — Афанасий и Кирилл Александрийские

иерей Августин Соколовски

Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра Минология Василия II
Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра Минология Василия II
Источник: Ватиканская библиотека, Рим

31 января Церковь праздновала память святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Основанная апостолом Марком, Церковь древней египетской столицы породила многих святых предстоятелей: Дионисия, Петра, Александра, Тимофея, Феофила, Протерия, Аполлинария, Евлогия, Феодора, Иоанна Милостивого, и многих других. «Великий сонм и великое облако свидетелей» (ср. Евр. 12:1). Святые Афанасий и Кирилл Александрийские среди них были величайшими. 

Соборное воспоминание святых Афанасия (+373) и Кирилла (+444) — общая вселенская дань памяти Александрийской Церкви. Египет и Александрия внесли драгоценный, неоценимый вклад в зарождение, развитие и распространение христианства. Христианства зрелого, интеллектуально и духовно сильного и убедительного. 

Празднование в честь Афанасия и Кирилла 31, января возможно, связано с тем, что именно в этот день Афанасий был избран на кафедру апостола Марка. По другой версии, в этот день Афанасий вернулся в Александрию после продолжительной восьмилетней ссылки при императоре Констанции. Возможно также, что именно в этот день, при патриархе Германе (715-730), мощи Афанасия были перенесены в Константинополь. 

Афанасий и Кирилл были родственниками. Тогда в Александрии сложилась традиция передачи египетского архиепископского трона от дяди к племяннику. Александрийский епископ был архиепископом и патриархом. Его первенство в Восточной Церкви до Халкидонского Собора 451 года никем не оспаривалось. Афанасий и Кирилл были очень похожи своей ревностью о догматах Церкви. Но если Кирилл встал во главе Церкви торжествующей, то при Афанасии она только выходила из эпохи гонений. 

Всю жизнь Афанасий отстаивал догмат единосущия, исповедовал и учил, что Логос, Сын Божий, Бог, ставший человеком во Христе Иисусе, вечен и не сотворен. Это исповедание спасло христианство, сохранило его библейскую неповторимость. 

Афанасий многократно был в ссылках — в общей сложности около 20 лет. Прожил по тем временам очень долгую жизнь — больше 75 лет — и отошел ко Господу в 373 году. Афанасий был незлобивым человеком, пламенел за истину, был одновременно кроток и тверд. Друг монашествующих, именно он составил житие Антония Великого. 

Кирилл Александрийский противостоял учению Нестория. Исповедовал, что Пресвятая Дева — подлинно Богородица, отстаивал, что Христос — подлинно Богочеловек, а личность Его — воплотившийся Логос. 

Кирилл был праведником, человеком твердой воли, ревнителем догматической правды. Он убедительно восторжествовал над своими богословскими оппонентами из Константинополя. Третий Вселенский Собор в Эфесе осудил Нестория и еретиков Пелагия и Целестия. Последние учили, что человек спасается своими силами. 

Афанасий и Кирилл олицетворяют собой то святое и великое время, когда Вселенная жаждала, что вскоре христианство будет проповедано везде и весь мир уверует. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12,4). Память святых Александрийских патриархов — это заповедь благовествовать Евангелие.