Епископ, из которого изгнали беса — Никита Новгородский

иерей Августин Соколовски

Никита Новгородский
Никита Новгородский
Источник: «Старообрядческая мысль»

13 февраля Церковь праздновала память святителя Никиты Новгородского (1030 —1108). Никита был седьмым епископом Новгорода, преемником Иоакима, Ефрема, Луки, Стефана, Феодора и Германа. 

Важно помнить, что такие списки епископов (диптихи) для Древней Церкви были чрезвычайно важны. Они свидетельствовали о существующем преемстве избрания, о месте кафедры во Вселенской Церкви, о молитве местной церкви, ее дерзновении в очах Божьих. 

Епархии в древности возникали на месте евангельской проповеди, епископ пребывал на кафедре до своей кончины. Особенно важно было, чтобы в диптихах были святые. Иоаким, Лука и Герман Новгородские — прославлены Церковью. Никите Господь предопределил впоследствии в святости присоединиться к ним. 

Святой был рукоположен во епископы в 1096 году. Летописи сообщают, что он был аскетом, строил храмы. По его молитвам был остановлен пожар и прекращена засуха. По сути, житие Никиты — типичное житие средневекового монашествующего епископа. Но в нем самое важное — то, что было до епископства. Ведь епископом он пробыл всего 12 лет. 

Никита был воспитанником Киево-Печерского монастыря. Вскоре после своего ухода из мира он решил удалиться в затвор. «Не будет тебе пользы сидеть без дела», — отговаривал его игумен. 

В монастыре уже был опыт монаха Исаакия, который, после ухода в затвор, был обманут демонами, повредился рассудком и потерял здоровье. Только по молитвам братии он остался в живых. 

Никита знал об этом, он был предупрежден. Но затворился в келье. Характерен его ответ братии, приводимый Киевским Патериком: «Никогда не прельщусь я как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал он дар чудотворения». 

По сути, произошедшее с Никитой, воспроизводит тот аскетический опыт, что некогда переживали монашествующие первых поколений IV-V веков. Так, словно в Киевской Лавре время обратилось вспять, и древнее христианство вдруг снова пришло. Одновременно, в этом повествовании есть нечто глубоко евангельское. 

Никита был обманут демонами. Вначале он услышал голос и почувствовал благоухание. Приняв говорившего за Бога, он просил «его» явиться. Затем, когда вместо голоса ему был послан «ангел», затворник поклонился. «Ты не молись, а только читай книги», — сказал явившийся. Затворник перестал молиться. А за него «молился» «ангел». Никита начал видеть будущее, давал советы, которые сбывались, цитировал Писание наизусть. 

Случившееся было настолько правдоподобно и убедительно, что только духовный опыт, интуиция и, главное, библейская грамотность монашеской братии помогла им выявить подлог. Никита цитировал исключительно ветхозаветные книги, а о Новом Завете не хотел, да и не мог слышать. В эпоху, когда священные книги были редкостью, а народ только выходил из язычества, узнать, что именно Никита цитировал, едва ли бы кто смог. 

«И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, изгнали беса от него. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете. Никита же клялся, что никогда не читал книг. Теперь он не ведал ни одного слова, и блаженные отцы едва его научили грамоте». 

«После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и смиренному житию. Так что впоследствии он был поставлен епископом», — пишет автор Патерика. 

Произошедшее с Никитой стало следствием гордыни. Спасенный молитвой братии, он, исцелившись от прельщения, жил смиренно. Впоследствии стал епископом. 

В этой последовательности событий пропущено одно важное смысловое звено. Ведь отречение Никиты было троекратным. Через поклонение сатане, отказ от молитвы, отречение от Христа. Ему предшествовала фатальная самоуверенность и желание получить духовные дары, то есть, по сути, всегда быть со Христом, стяжав Его присутствие. «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф.25:35). 

Это — евангельская логика. Троекратное отречение по образу отречения Петра. «Господь говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его, любишь ли? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь: Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец моих» (Ин.21:17). 

Епископство как знак прощения. «Паси овец Моих. И этим докажи твою любовь».