Святой, который не позволил государству вмешаться в дела Церкви — Максим Исповедник

иерей Августин Соколовски

Максим Исповедник
Максим Исповедник
Источник: Татарстанская митрополия

Память преподобного Максима Исповедника (580-662 гг.) праздновалась Церковью 3 февраля. Он был монахом, подвижником, богословом, философом, учителем духовной жизни, мистиком, политиком, и пророком. Жизнь свою окончил как исповедник и мученик. Оставил после себя множество богословских, философских и аскетических творений. Максим — один из величайших святых в истории Вселенской Церкви. 

Каждая их перечисленных сторон его биографии была прожита настолько полно, что может показаться, будто бы эту одну большую невероятную жизнь прожило несколько разных людей. Тем очевидней во все времена было искушение свести личность Максима лишь к одной из только перечисленных сторон, превратив его просто в аскета, борца с ересями, философа или богослова, автора глубокомысленных текстов. То есть, попросту забыть, ограничившись лишь календарным его поминовением. 

Максим жил в переломное время. Родившись в 580 году, он был на десять лет моложе основателя ислама пророка Мухаммеда, пережил правление четырех праведных халифов (632-661 гг.). В 662 г. был убит за правду константинопольским императором вскоре после того, как в Багдаде был основан Халифат Омейядов (661-750 гг.). 

В правление императора Ираклия (610-641 гг.) Империя вначале терпела поражение, затем полностью разгромила персов (628 г.), но вскоре лишилась большей части своих территорий и отражала арабскую осаду у стен Константинополя. В это же время двор перешел с латыни на греческий, а христианство, теснимое новой исламской верой, впервые перестало быть единственным Вселенским исповеданием. 

Сохранились две основные биографии Максима, одна из которых была составлена его почитателями, другая — богословскими оппонентами. Согласно первой, он родился в Константинополе, от благородных и благочестивых родителей. Согласно второй, происходил из Палестины и в зрелом возрасте пережил обращение. 

Максим был секретарем императора Ираклия. Оставив высокий пост при дворе около 613 г., он был игуменом монастырей, вначале возле Халкидона, а затем, с 624 г., недалеко от Кизика, в Малой Азии. Священником он не был. 

В это время Империя терпела поражение от персов. Максим же удалился на Кипр и Крит, а затем с 630 пребывал в Карфагене. Находясь в духовном общении с Патриархом Иерусалимским Софронием (560-638 гг.), изучал христологию великой древней Карфагенской Церкви. Сформированная под влиянием Августина, она особенно подчеркивала подлинность человеческого естества Христа. Это учение легло в основу Томоса Папы Льва Великого (390-461 гг.) и определений Халкидонского Собора (451 г.). 

Империя стремительно теряла свои территории, вначале в результате поражений от персов, а затем — арабских нашествий. Желая восстановить общение с Александрийским Патриархатом, и, тем самым, привлечь на свою сторону население, и сохранить территории, император постепенно стал навязывать Церкви учение, согласно которому во Христе было только одно, божественное действие (616 г.), а затем (638 г.), что у Господа была только божественная воля. Именно этому учению противостал Максим, совместно с Папой Мартином. Монофелитство было осуждено его как ересь на Латеранском Соборе в Риме (649 г.). «Что не воспринято — не исцелено». Господь Иисус был подлинным человеком. 

С этого момента для Максима начался период исповедничества. Его последовательно ссылали, допрашивали, пытали, ссылали и возвращали вновь. В итоге его снова вернули в Константинополь, подвергли истязаниям, вырвали язык, отрубили руку, и отправили в изгнание. Максим умер от ран 13 августа 662 года. 

Преподобный пострадал как мученик за исповедание правой веры. Но не только. Императорская власть требовала от него признания своего права вмешиваться в дела Церкви. «Это не дело царей», — отвечал Максим.