Лев Великий — истинный римлянин и защитник Церкви
Святитель Лев Римский (400-461) был римским епископом, первым в истории, кого последующие поколения назвали «Великим». Для своей Церкви в сложнейших условиях того времени он стал ангелом-хранителем. Для Церкви Вселенской — олицетворением православного исповедания веры в подлинность воплощения Бога. В 2021 году со дня преставления Льва исполняется 1560 лет.
По удивительному совпадению в уставе о богослужебных чтениях в этом году в день памяти Льва читались следующие стихи: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин.4;2-3). Эти слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова об исповедании человечества Господа Иисуса были подлинным девизом святого.
Лев родился около 400 года в Риме. Там он получил образование и очень рано посвятил себя служению Церкви. Будучи секретарем, а затем диаконом при римских епископах Целестине I (422-432) и Сиксте III (432-440), он выполнял важные поручения на службе Церкви и народа. 440 год застал святого в Галлии, где он примирял двух восстававших друг на друга правителей. В это время в Риме умер Сикст III и народ путем аккламации, то есть всеобщего провозглашения, избрал Льва римским епископом. Знаком особенного к нему уважения стала готовность народа и Церкви ожидать его возвращения в город течение 40 дней.
Понтификат Льва Великого был одним из самых длительных в древней церковной истории и продолжался с 29 сентября 440 по 10 ноября 461 года. Он пришелся на чрезвычайно сложное для Рима время, и, тем не менее, оказался одним из наиболее благословенных в истории. Политическим центром тогдашней Вселенной был Константинополь, а древний Рим все более приближался к политической катастрофе. В августе 410 года он уже был взят готами, в 452 году к нему приближались гунны во главе с Аттилой, а в 455 — вандалы. Лев лично вел переговоры с варварами, уговорил Аттилу отступить, а вандалов во главе с Гейзерихом — пощадить жителей при взятии Города.
Защита Рима от Аттилы для современников и потомков стала олицетворением того постоянного служения святителя своей пастве и городу, которое составляло содержание его повседневных забот на протяжении почти четверти века. Вплоть до времен Григория Великого (590-604) ни одному из римских епископов не удавалось с таким дерзновением, силой и пользой действовать на благо своей Церкви.
Лев был настоящим римлянином: прямолинейный, строгий в своем мышлении, краткий в рассуждениях, безупречный в образе жизни, лишенный страха и личных амбиций. Современникам, в особенности правителям и сильным мира сего он казался воплощением славного прошлого. При этом он был настоящим христианином, а потому принадлежал будущему.
В эпоху, когда Западная Римская империя переживала период дефрагментации и распада, именно Церкви в лице епископа Льва удалось противопоставить «ненавистной розни века сего» единство «духа в союзе мира» (Эф.4,3).
В таких трудах и заботах о Народе и Городе проходило епископское служение Папы Льва. Но если Римская Церковь запомнила святого в его повседневности, то в память Вселенской Церкви он вошел как борец за ортодоксальное исповедание веры. Помимо Халкидонского Исповедания веры, делом жизни святого было:
- Борьба с арианством, которое, будучи осуждено и безоговорочно ниспровергнуто после I-II Вселенских Соборов, в V веке стало стремительно возрождаться, став официальным исповеданием варварских народов;
- Преодоление пелагианства — осужденное на III Вселенском Соборе вместе с Несторием, это лжеучение пережило смену поколений и пыталось добиться церковной реабилитации в лице низложенного епископа Юлиана Экланского (396-455) и круга его учеников;
- Искоренение манихейства — в эпоху политических потрясений манихейство вновь распространилось в Риме. Еретики выдавали себя за членов Церкви, практиковали свои обряды, но, при этом, путем обмана участвовали в церковных таинствах;
- Сохранение древней экклезиологии. Фактическим догматом древнего учения о Церкви было представление о том, что первенство принадлежит исключительно Апостольским Престолам. Таковы были кафедры, где пребывал и учил Апостол Петр: Антиохия, Александрия и Рим. Не вошедшее в утвержденный Отцами Собора состав канонов и внесенное задним числом, так называемое 28 Правило Халкидона утверждало первенство Константинополя в церковных делах. Лев Великий счел это правило подлогом и никогда его не признал.
Как пастырь Церкви, Лев действовал с авторитетом, умел поучать, устрашать и примирять. Как епископ, он питался библейским Словом. Как богослов, он всегда учился, прежде всего у Августина, и других предшествовавших ему отцов. В его проповеди не было цитат философов, отсутствовали цитаты античных авторов. Всю свою жизнь святитель был на страже веры с тем, чтобы передать только то, что прежде принял (ср. 1 Кор.11,23).
Лев Великий почил 10 ноября 461 года и был погребен у входа в Собор святого Петра. Современники увидели в этом знамение. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Господню, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иезекииль 33,7).