Иоанн Креститель — прообраз Иисуса Христа

иерей Августин Соколовски

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Фреска собора Святой Софии в Охриде, Македония. XI век
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Фреска собора Святой Софии в Охриде, Македония. XI век
Источник: Демид / Fotoload

Празднуя Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Церковь призывается к размышлению о библейских пророках. Многие из них были велики, таинственны, возвещали божественное слово беспрекословно и непререкаемо. Моисей перевел свой народ из Египта через море. Псалмопевцу Давиду Господь сопутствовал на путях его, избавил его из невероятных бедствий. Соломон был мудрейшим из людей. Библейские пророки — это и три отрока, избавленные Господом из огненной печи. Это Даниил, который силой своей верности и силой слова Божия преодолевал вавилонский плен. 

По слову Господа Иисуса в день Рождества Иоанна Крестителя Церкви предстоит величайший из библейских пророков. Но уже рождение его происходит из безвыходной немощи. Согласно Евангелию от Луки, родители его были бесплодны. Рождение его произошло в самом преклонном возрасте вопреки всякой родительской надежде. Проповедь Иоанна не сопровождалась знамениями или чудесами. И, в отличие от предшествовавших ему библейских пророков, он не начинал свое обращение словами: «Так говорит Господь». 

Слова Иоанна предельно просты — это призывы к изменению и покаянию. Жесты его однозначны. Иоанн погружает приходящих к нему в воду, что на языке оригинала и означает слово «крещение». Погружение в воды священной, но, по сравнению с великими реками ближневосточной цивилизации Тигром и Евфратом, ничтожно малой палестинской реки Иордан.

Окончание пути Иоанна предельно скорбно. Но именно оно знаменует собой завершение. Ведь так заканчивается проходящая сквозь тысячелетия истории линия библейских пророков, провозвещавших Победу Божию — заканчивается Иоанном Обезглавленным. 

Именуя Иоанна величайшим из рожденных женами (Мф. 11:11), Господь Иисус приоткрывает подлинный лик Библейского Бога. Потому что Сам Он, Грядущий, ожидаемый во славе, приходит в безвестности и торжествует в бесславии. Ожидаемый в освобождении народа, сам был пленен народом. Господь наш взошел на Крест Бесславия. В величайшей кульминации крестного события, которым спасен был мир, Он явил подлинное Лицо Библейского Бога. 

 

Почему Христос называл Иоанна Предтечу «меньшим в Царствии Небесном»? Объясняет митрополит Иларион.

 

А потому провозвестие Иоанна не только и не столько в словах его о Грядущем Мессии, но в том образе бесславия, уничижения, смирения и кротости Господних, которые он являет в себе. Предвозвещая тем самым то, что будет с Тем, Кого он предвозвещает. 

Так Господь Иисус и пророк Его предстоят нам в своих скорбях и бесславии, в величии того, что именуется «божественным истощанием». Бог приблизил к Себе Иоанна особым, уникальным, удивительным образом. Ведь завершая историю Завета, Бог соделал «человека по имени Иоанн» (Ин. 1:6) причастником Своего спасительного самоупразднения.