Епископ-садовод: Фока Синопский
Почему просвещенные римляне были такими жестокими? Что особенно раздражало их в христианах и заставляло придумывать изощренные способы казни? И чему епископ-мученик Древней Церкви научил будущих святых?
Фока Синопский жил в I веке, служил епископом и принадлежал к удивительному первохристианскому поколению. Люди этого поколения восприняли веру во Христа непосредственно от апостолов и сами продолжили апостольское дело: в проповеди и мученическом подвиге.
Фока пострадал за Христа в правление императора Траяна (98–117). Будучи епископом города Синоп на малоазийском побережье Черного моря, он узнал о гонении заранее. Фока гостеприимно принял отряд разыскивавших его римских солдат. Выслушав их, он помог им выкопать могилу христианскому епископу, которого они искали, а затем, исповедав себя христианином и открыв язычникам свое имя, склонил свою голову под меч.
Фока Синопский весьма почитался в древности, ныне же почти забыт. Образ жизни и святости Фоки был прообразом подвига многих будущих святых. Так, полтора столетия спустя, как бы вдохновляясь примером Фоки, великий древний епископ Африканской Церкви Киприан Карфагенский, услышав себе смертный приговор, скажет: «Богу Слава!». И склонит голову под меч.
Перенесение мощей Фоки, празднуемое в августе, произошло в Константинополе около 404 года. Тогда епископом столичного города был святитель Иоанн Златоуст, который посвятил празднованию особое похвальное слово. Спустя всего три года Златоусту было суждено отправиться в изгнание и в ссылке быть умученным от своих.
Другим важным свидетельством о житии и страдании Фоки является похвальное слово святому епископа Астерия Амасийского (+341). Первоначально вставший на сторону еретиков-ариан, Астерий Софист, как его звали современники, молитвами мученика был избавлен от заблуждения и в конце жизни встал на сторону исповедания никейской православной веры.
Уже став епископом, Фока продолжал заниматься ремеслом садовника, которому был обучен с детства и которым всегда зарабатывал себе на хлеб. Так молитвами Фоки в Церкви возрастало поколение иерархов, которые будут продолжать вести скромный образ жизни — к примеру, пасти овец. По слову апостола Павла: «Вы сами знаете, братья, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:34).
Важнейшая мученического жития святителя Фоки — это рассказ о том, как он помогал мучителям выкопать себе могилу. В этом рассказе кроется важнейший, основополагающий элемент веры Древней Церкви — вера в воскресение плоти.
Убеждение в том, что именно эта, живая, хрупкая и уязвимая, предстоящая суду как бы всемогущих языческих гонителей плоть воскреснет в конце истории, отчетливо звучало из уст свидетелей Христовых и придавала их убеждению дерзкий полемический настрой. Вера в воскресение плоти опровергала язычников, в самую сердцевину поражала их основанное на философии того времени убеждение в том, что «тело — гробница души», и что места телу в будущем веке нет.
Вера мучеников в воскресение плоти мучила мучителей, которые, в муках собственной злобы и перед лицом собственного бессилия повредить христианам, придумывали все новые и каждый раз все более изощренные способы мучений для уничтожения тела святых. Не понимая этого, философы Эпохи Просвещения и другие критики подлинности свидетельства мученических житий считали, что такой жестокости у просвещенных римлян просто не могло быть.
Этим же вероучительным убеждением объясняются удивительные знамения и чудеса, когда тела мучимых святых исцелялись. Язычники приписывали это магии и наваждению, христиане же и очевидцы видели в происходящем подтверждение христианской веры, безусловное исполнение библейских слов: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов.» (Ис. 26:19).