Дело Божие — это мы

иерей Августин Соколовски

Джеймс Тиссо, «Исцеление слепорожденного»
Джеймс Тиссо, «Исцеление слепорожденного»
Источник: Wikimedia Commons

Исцеление слепорожденного — повод для особого празднования в нашей Церкви. Повествованию об этом событии посвящена вся 9-ая глава Евангелия от Иоанна, с 1 по 41 стих. Получается, значительная часть всего евангельского текста от Иоанна говорит именно о нем.

Из этого рассказа важно помнить вопрос, заданный Господу учениками, и усвоить Его ответ:

Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (9,2–3).

«Дело Божие», или по-латински Opus Dei, — это богословский термин. Он сообщает, что все история — это «Дело Божье».

Мир есть Дело Божие. Бог неусыпно работает над Своим Делом, чтобы неминуемо привести историю к совершению. Поэтому все непонятное и трагическое, неясное и не поддающееся расшифровке является отголоском божественного замысла, центральной частью которого является спасение человека. «И весь еже о нас замысел исполнив», — говорится в евхаристической молитве Церкви. 

Согласно евангельской новозаветной логике, особая часть Дела Божия — это те, о ком Сам Господь сокрушается, скорбит, кого жалеет и о ком плачет. Те, кто особенно ущемлен, лишен, неспособен и обездвижен. Кто никогда не родился, или, родившись, никогда не жил. Страждет в инвалидности, не может передвигаться, не видит и не слышит. Кто уже здесь и сейчас, странным, непонятным, трагическим образом приобщился к бездействию покоя Великой Субботы. Тому абсолютному бездействию библейского Седьмого Дня, которому, пожалуй, никто не захотел бы приобщиться при жизни. «Да молчит всяка плоть человеча» — эти посвященные Спящему во Гробе Богу слова субботнего гимна, звучат, чтобы приостановить всякое спешное, неуместное, нелепое вопрошание: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»

Считать себя причиной непонятного и дурного полезно для духовной жизни. Но когда причиной трагического и неясного объявляется божественная воля, промысел, или, что еще более нелепо, некое придуманное людьми понятие «попущения», то человек поставляет себя на место Бога. 

Господь исцеляет слепорожденного, посылая его к Силоамской купели, воды которой использовались для служения в Храме. Со встречи проходящего мимо Господа, с дороги к Храму начинается исцеление. 

Немедленно вслед за исцелением началось и долгое, мучительное, многоступенчатое «дело слепорожденного». Процесс, в котором знакомые посчитают его за двойника, родители откажутся, а религиозная власть в лице фарисеев объявит вне закона. 

Процесс над слепорожденным как бы заранее воспроизводит будущий суд над Господом Иисусом. Воскрешение Лазаря и мессианский Вход в Иерусалим стали формальной причиной для начала судебного процесса над Господом.  Первосвященники и фарисеи передали Господа Пилату. Пилат передал Иисуса Ироду. Ирод возвратил Господа Пилату. Пилат допросил Господа, не нашел в Нем вины, приказал бить Его и отдал на Распятие.

Эта кажущаяся бесконечной череда «передач» и «предательств» началась с окончательного и бесповоротного вопроса первосвященника о Мессианстве Иисуса, который в наиболее четкой и радикальной форме был передан нам в Евангелии от Марка: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк. 14:61). 

Здесь между «делом Христа» и «делом слепорожденного» имеется одно ключевое отличие. Процесс над Иисусом начался с двойного, словом и деланием, исповедания Им Своего мессианства. В воскресении Лазаря и Входе в Иерусалим это исповедание совершилось делом, а в утвердительном и необратимом ответе на вопрос первосвященника совершилось свидетельство слова: 

«Иисус сказал: Я: и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62).

Для слепорожденного время Исповедания Веры наступило в самом конце повествования: «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Человеческого? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:35–36)

После исцеления бывший слепец пережил многое: и суд, и осуждение. Но он еще ни разу не видел Господа Иисуса. Однако Христос говорит: «И видел ты его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9:37). Это видимое противоречие есть неумолимая, непогрешимая, безошибочная логика Дела Божия. Ведь Дело Божие есть Сын Человеческий, «на суд Пришедший в мир сей, чтобы невидящие могли видеть, а видящие остались слепы» (Ин. 9:39). Господь Иисус, Который отдал слепорожденному Свои глаза.