Что такое святость патриарха. Ювеналий Иерусалимский

иерей Августин Соколовски

Святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 — 1318 годы
Святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 — 1318 годы
Источник: Демид / Fotoload

Ювеналий Иерусалимский был первым патриархом Святого Града, а его пребывание во главе епархии было одним из самых долгих в истории. Именно ему древний иерусалимский престол обязан своим возвышением в степень патриархата, а палестинское христианство — сохранению своего единства с Вселенским Православием. 

 

Упадок и возвращение Иерусалима

Иерусалим был Матерью Церквей и кафедрой брата Божия, апостола Иакова. Однако в 70 году город был полностью разрушен римлянами. Предупрежденные о грядущей катастрофе, христиане оставили город, и первая апостольская кафедра прекратила свое существование. В 135 году на месте Иерусалима была основана римская колония Элия Капитолина. 

Хотя по преданию на месте прежнего Иерусалима всегда пребывал епископ с небольшим количеством верных христиан, возвращение епархии совпало по времени с восстановлением Святого Града после легализации христианства императором Константином Великим (272–337).

Даже будучи языческой провинцией, Иерусалим прославился святыми мучениками. Рассказываем, какой была духовная жизнь Палестины времен гонений.

 

Положение Иерусалима в Церкви

В 325 году кесарь вернул городу название Иерусалим и распорядился проявлять заботу о святых местах. В соответствии с этим Седьмое правило I Вселенского собора вернуло иерусалимскому епископу особый статус. Однако это было всего лишь преимущество чести. Ведь кафедра считалась утратившей апостольское преемство, не участвовала в системе патриархатов, а сам епископ Святого Града подчинялся митрополиту Кесарии Палестинской и входил в юрисдикцию Антиохийского Патриархата. 

Важно помнить, что до 330 года Константинополя еще не существовало, поэтому высший авторитет Церкви распределялся между тремя апостольскими престолами: Александрией, Антиохией и Римом. В богословской литературе эти кафедры также именуются «петринскими», поскольку, согласно Писанию и Преданию, у их основания стоял сам апостол Петр. 

Около 400 года Палестина была разделена на три римские провинции: I, II и III Палестину. Кесария была главным епархиальным городом I Палестины. Ювеналий, ставший епископом Иерусалима в 422 году, с глубокой скорбью воспринял столь незаслуженное, как он считал, положение своей епархии. С самого начала он прилагал все усилия, чтобы изменить существовавшее положение. 

Так, в 422 году он, вопреки установленному порядку, рукоположил военачальника Аспевета, крещеного с именем Петр, во епископа одного из арабских племен, только что обращенных в христианство преподобным Евфимием Великим (377–473). Затем поставлял епископов для Аравии, Финикии и Ямнии (совр. Явне) в регионе Яффы. Все эти территории тогда входили в юрисдикцию митрополита Кесарии Палестинской. 

III Вселенский Собор в 431 году упомянул об этих деяниях Ювеналия. Однако благодаря тому, что иерусалимский епископ тогда всецело поддержал православное учение и осудил как еретика Константинопольского епископа Нестория, а также благодаря авторитету председателя Собора, святителя Кирилла Александрийского (+444), позиция святого Ювеналия не стала предметом пререканий. 

 

Как ересь монофизитства повлияла на Иерусалим

В 449 году состоялся общецерковный Собор в Эфесе. На нем, вопреки православному учению, был оправдан еретик архимандрит Евтихий, учивший, что Иисус Христос не был единосущен нам по человечеству. Преемник Патриарха Александрийского Кирилла архиепископ Диоскор (+454) принял сторону еретиков, а православный епископ Константинополя Флавиан (+449) был бит, низложен и вскоре скончался от потрясений и ран. При этом Ювеналий Иерусалимский избрал неправую сторону и поддержал Диоскора. 

В 450 году Император Феодосий II Младший (401–450) передал ему юрисдикцию над тремя Палестинами, I и II Финикией и даже Аравией. Все это произошло за счет Патриарха Антиохийского, который на этом Эфесском Соборе также пострадал за свое Православие. Однако вскоре Собор, претендовавший на звание Вселенского, был признан Церковью еретическим и вошел в историю под именем «Разбойничьего». Для иерусалимского епископа Ювеналия настало время покаяния. 

В 451 году состоялся IV Вселенский Собор в Халкидоне, на котором восторжествовала верная, православная христология.  Но вначале Ювеналий оказался в числе обвиняемых за совершенное в 449 году в Эфесе, в чем принес искреннее покаяние. Собор низложил Диоскора Александрийского и принял исповедание веры, согласно которому божественная и человеческая природы во Христе связаны «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». 

По итогам заседаний Халкидонского Собора Ювеналию удалось примириться с Патриархом Антиохийским Максимом (450–451). В юрисдикцию последнего вернулись обе Финикии и Аравия, тогда как три Палестины, с их соответствующими митрополиями — Кесарией, Скифополем и Петрой — были отданы Иерусалиму. Епископ Святого Града был провозглашен архиепископом и патриархом и, как следствие, выведен из подчинения Антиохийскому патриархату. Так, с добавлением Константинополя, в Церкви стала формироваться Пентархия, или общение пяти патриархатов: 

  1. Рима;
  2. Константинополя;
  3. Александрии;
  4. Антиохии;
  5. Иерусалима.

 

Церковные расколы

Однако на Православном Востоке решения Халкидона об Иисусе Христе не были признаны однозначно. Впоследствии Антиохийская Церковь (с 519 года) разделилась надвое. Александрийская (с 536), помимо самой египетской столицы, полностью отвергла решения Халкидона в сфере догмата и церковного устройства (в частности, не признала возвышение Константинополя и Иерусалима), и в большинстве своем перестала быть халкидонской-православной. 300 тысячам православных в самом городе Александрии через столетие после Собора противостояло 6 миллионов «антихалкидонитов» по всему Египту. Подобная же участь грозила Иерусалиму и Палестине. 

Ересь монофизитства и противостояние IV Вселенскому Собору были очень сильны в монашеских кругах. Не дожидаясь возвращения Ювеналия с Собора, бесчисленный сонм монахов собрался вокруг своего вождя Феодосия и самостоятельно провозгласил его патриархом Святого Града. Предлогом было сохранение общения с низложенным александрийским архиепископом Диоскором и Александрийской Церковью. В течение двадцати месяцев Феодосий удерживался у власти, поддерживаемый монахами и народной толпой. Лишь спустя почти два года Ювеналию (при поддержке императора, Константинопольской и Римской Церквей) удалось занять свою кафедру.   

Последующие годы были посвящены трудам по примирению монашествующих и народа с решениями Халкидонского Собора. Палестинская Церковь, в отличие от Антиохии и Александрии, всецело осталась в единстве со Вселенским христианством.

 

Святость патриарха

Святой отошел ко Господу в 458 году. Время святителя Ювеналия было эпохой, когда древняя архаичная система церковной организации по принципу апостольских кафедр, то есть основанных самими апостолами епархий, первенствовавших в общецерковной иерархии, стала уступать место системе Пентархии.

Пентархия — это общение Пяти патриархатов, три из которых обладали апостольским, петринским первенством (основанные Апостолом Петром: Рим, Александрия, Антиохия), один — политическим (новая столица Империи: Константинополь), и еще один — символическим приматом в Церкви (возрожденный Иерусалим). 

Одновременно зародился новый тип святости — святости патриаршей. В чем-то весьма сродная святости благоверных правителей позднейшей древности, святость патриарха в Древней Церкви — это умение отстаивать свободы своей, конкретной, вверенной попечению патриарха Церкви. Умение уступать, но только если это необходимо для блага всей Вселенской Церкви. 

Патриаршая святость — это заслуги во благо Поместной Церкви. Это ее расширение, приобретение самостоятельности и свободы перед лицом как светской, так и церковной власти других патриархатов. 

Такое изменение бытия Церкви — от общения апостольских кафедр к патриархатам — было обусловлено процессами, происходившими в политическом обустройстве Вселенной. Так, водимая Духом Святым Церковь каждый раз начинала по-новому действовать перед лицом политических образований. Вначале антихристианской языческой, затем христианской Империи, а спустя два столетия — мусульманских сверхдержав. Патриаршая святость как великая и парадоксальная, данная Богом, способность Церкви «различать знамения времен» (Мф.16,3). 

Кирилл Александрийский, Анатолий, Фотий, Игнатий Константинопольские, Лев и Григорий Римские, и многие-многие, бывшие, настоящие и будущие, уже пребывающие в общении святых, или еще ходатайствующие за Церковь пред Богом на земле Святые Предстоятели. Среди них и Ювеналий — первый святой Иерусалимский Патриарх.