Ученик Петра — апостол Марк

иерей Августин Соколовски

Апостол Марк. Den Grooten Figuer-Bibel
Апостол Марк. Den Grooten Figuer-Bibel
Источник: Wikimedia Commons

В мае Церковь празднует память апостола и евангелиста Марка. Марк не входил в число Двенадцати апостолов. Однако его значение для первых христианских общин колоссально. Согласно Преданию, Марк проповедовал в Палестине, участвовал в путешествиях Павла по Средиземноморью, успел побывать в Риме, где помогал Петру, и, наконец, основал Церковь Александрии, где завершил свою жизнь в мученическом свидетельстве в 60-е годы первого столетия. 

Статическая конфессиональная догматика прошлого была убеждена, что определенные вероучительные формулировки пребывают неизменно. Но для нас, обладающих колоссальным богатством накопленного догматического и исторического знания, подкрепляемого богословскими и иными дисциплинами, среди которых много новых, очевидно, что формулы могут возникать и исчезать, могут актуализироваться, или, наоборот, утрачивать актуальность. Об этом, в частности, свидетельствуют произведения древних Отцов Церкви — об этом в наши дни говорит  богословская герменевтика.

Эти формулировки могут обладать сиюминутным или долговременным весом, авторитетом, могут его утрачивать, становиться менее важными и даже совершенно забываться. Вероучительные убеждения, богословские мнения могут выходить из употребления, утрачивать свое присутствие на Востоке, Западе или в других частях христианского мира. 

Одним из таких догматических убеждений раннехристианского прошлого было учение о том, что из всех основанных апостолами Церквей, особенным авторитетом обладали основанные апостолом Петром. 

Эта идея о первенстве в Церкви получила тогда название «петринского примата». Такими главными Апостольскими Церквами были Антиохия, Рим и Александрия. Считалось, что именно в этих Церквах учение содержалось в полноте и они, в силу непосредственного преемства от Петра, не могли погрешать в Истине. К этим апостольским Церквам необходимо было обращаться в спорах. Среди древних авторов, об этом писали Игнатий Богоносец, Ириней Лионский и Тертуллиан.

Как место мученического свидетельства Петра, Рим обладал приоритетом. Александрия была основана Марком — учеником Петра. «Приветствует вас Марк — сын мой» (1 Пет. 5:13), — говорится в Послании апостола, написанном из «Вавилона». Предание отождествило этот Вавилон с Римом, а в Марке видело именно автора Евангелия. Антиохия была местом проповеди Петра, где ученики Иисуса впервые стали именоваться христианами (Деян. 11:26). В истории Церкви довольно скоро учение о петринском примате было монополизировано Римом. Однако основание Константином Великим Нового Рима, впоследствии получившего название Константинополя, спустя столетие способствовало несказанному возвышению этой новой кафедры. Говоря современным языком об этих событиях давнего прошлого, оно девальвировало позиции Древнего Рима и других петринских кафедр в Восточной половине Империи. 

В 451 году Вселенский Собор в Халкидоне (этом древнем городе, ставшем пригородом Константинополя на азиатском берегу Босфора), в своем 28 Правиле, утвердил первенство Нового Рима на Востоке. Этот тип церковного примата, получивший название «политического», подорвал позиции Александрии. В ответ Кафедра Апостола Марка, «завернувшись по нагому телу в покрывало» (ср. Мк.14:51) — этот несомненный символ Крещения в одноименном Евангелии» — отвергла Халкидон и его догмат. В 536 году Александрийская Церковь окончательно разделилась надвое, с двумя параллельными иерархиями и патриархами. Большая ее часть, с шестью миллионами верных коптов (против трехсот тысяч, оставшихся в православном церковном общении греческого Патриарха Александрии), была самоизолирована от единства церковного общения Римом и Константинополем, и последовала за Господом Иисусом в одиночестве.