Отец всех монахов — Антоний Великий
«Побеждающего сделаю столпом в церкви Бога моего» (Откр. 3:12). 30 января Церковь праздновала память одного из самых драгоценных своих святых — Антония Великого. Антоний был основателем монашества, апостолом подлинного обращения, поборником Никейского православия, героем веры. Житие Антония читали Амвросий, Иероним и Августин, житие Антония знали Василий, Григорий и Иоанн. Жизнь Антония стала прототипом христианской аскезы на все времена. Господь сделал его столпом Своей Церкви.
Преподобный родился в 251 году, отошел ко Господу в 356. Пережил эпоху преследования христиан со языческим Римом, Императора Константина Великого, Никейский собор, застал эпоху догматических споров.
Антоний последовал за Христом в юности. Родители его были христиане. В восемнадцать лет он осиротел. Услышав в церкви призыв евангельского чтения раздать все имение и отдать нищим (Мф. 19:21), Антоний сделал это: оставшиеся от родителей земли он раздал жителями своей деревни, а движимое имущество распродал, деньги раздал бедным, а часть оставил сестре. Но голос Евангелия шел за ним вслед, не давая покоя. «Не заботьтесь» (Мф. 6:34), — такими были следующее услышанные им в храме слова.
Так Антоний ушел в пустыню. Воображение современников потрясли описанные в его житии повествования о посещавших Антония демонах, иногда пугавших его, а иногда льстиво влекших оставить уединение. Бесплотное зло в присутствии Антония как будто бы начинало завидовать противоборствующему ему человеку из плоти и крови, и начинало материализовываться, принимая при этом уродливые, искаженные, страшные формы демонических обличий. Имя Антоний буквально означает «противоборствующий».
Вначале Антоний жил недалеко от селения, а затем удалился в гробницы вдали от людей. Там он провел долгую, уединенную, но при этом весьма насыщенную жизнь. Будучи вне мира, он как будто бы держал руку свою на пульсации сердца и Вселенной и Церкви.
Современник Великого гонения (303-313), Антоний, согласно Преданию, приходил из пустыни в Александрию, чтобы своим присутствием укрепить тех, кто был схвачен и мучим за веру во Христа. Возможно, Антоний сам жаждал пострадать в свидетельстве произнесенного слова и пролитой крови. Но Бог не слышал его. Ведь церковные каноны очень рано запретили христианам искать мученичества самим и провоцировать гонителей. Поэтому Антоний, которому тогда было 60 лет, в нерешительности робкого, юношеского вопрошания о том, примет ли Господь такую его жертву, стоял у стен Александрии — «великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11:8).
Антоний очень помог Церкви. Легализация христианства пробудила спавшие до этого чудовища догматических аберраций, вскоре породившие арианские споры. Александрийская Церковь была особенной Церковью, в которой пресвитерам тогда принадлежала огромная духовная власть.
Таким александрийским пресвитером был ровесник Антония Арий (256-336). Он учил о том, что Слово Божие, Логос, воплотившийся Сын Бога, был сотворен.
Новый образ христианского Императора-Самодержца, как многим казалось, неизбежно должен был привести к признанию абсолютной монархии Бога Отца, превращавшей Сына, Логоса, Богочеловека Христа, в гениальный, но придуманный Сувереном «искусственный интеллект» — инструмент неограниченной воли к власти Вседержителя. Поэтому стареющий император Константин, его сыновья и преемники в итоге поддержали ариан. И произошла брань: Антоний и «Ангелы его воевали против дракона». И он не устоял. (ср. Откр. 12:7).
Антоний пребывает в памяти Церкви как отец всех монашествующих. Но вряд ли бы мы что-либо узнали о Великом Антонии, если бы на жизненном пути ему не повстречался александрийский епископ Афанасий. Из-за темного цвета кожи, невысокого роста и лысины завистливые еретики-оппоненты прозвали его «человечком». Но Бессмертный, а именно это буквально означает имя Афанасий, обессмертил Антония, записав повествование о его жизни в 360 году, то есть всего четыре года спустя после кончины аскета-подвижника. Афанасий подарил Антонию бессмертие церковной памяти.
Монашество было первой любовью Афанасия. Но монахом он не стал. Ведь в сознании Древней Церкви монашество и епископство были несовместимы. Афанасий был епископом великого города Александрии. Но именно среди монашествующих он искал прибежища в изгнании и поддержки в своих многочисленных противостояниях с властью. Антоний укреплял Афанасия в истории его бедствий.
Мы называем Антония отцом восточного монашества. Церковь же считает Антония Отцом всех монахов. В те времена Египет был центром мира, первенствующей после Рима кафедрой апостольского происхождения, славной частью Средиземноморской цивилизации.
Вскоре после кончины Антония демоны в видении пытались обвинить подвижника во множестве грехов. Ангельский ответ — «эти грехи сделаны были им до монашества, и Бог на них не смотрит» — легли в основу древнерусской традиции принятия перед смертью монашеского образа. Древнее монашество обетов не знало. Оно было непрестанным «здесь и сейчас» — ходящей пред Богом любовью.
Антоний Великий — отец всех монашествующих. Но есть у него собственные, особенно близкие ему по прямому историческому преемству ученики. «Антоний был родом египтянин», — так начинается «Житие» Афанасия. Монашествующие основанных им в Египте монастырей, представители так называемой до-халкидонской церковной традиции суть дети Антония.
Опираясь на предыдущую александрийскую традицию, Церковь Египта некогда отвергла постановления Вселенского Собора в Халкидоне (451). Опираясь на монашествующих и народ, Александрия смогла устоять в доктринальной битве с империей Константинополя. Произошло разделение, равное тому, что постигло западное христианство после Реформации спустя тысячу лет. Восточное Православие пребывает разделенным и по сей день.