Священный Патмос. Глава 4. Строки из свитка истории

Валерия Алфеева

Остров Патмос. Фрагмент из гравюры 19 в., Британская библиотека
Остров Патмос. Фрагмент из гравюры 19 в., Британская библиотека
Источник: Wikimedia Commons

Почти не осталось сведений о первых веках, когда скалистый, раскаленный, необитаемый остров служил местом ссылки преступников на рудники или каменоломни. Но как и другие острова Эгейского и Ионического морей, лежащие на путях между Италией, Грецией и Турцией, Патмос становился все более привлекательным для каждой из этих стран по мере развития мореплавания. В глубокой бухте Скала, закрытой от обозрения с моря и от штормовых ветров, находили убежище пиратские суда и турецкие галеры, пересекавшие спокойное в пять летних месяцев море между островами.

В конце XI века остров посетил известный пустынник Христодул. Много лет он подвизался в монашеских центрах Малой Азии, на островах Латрос, Строволос и Кос, но вынужден был покидать свои обители из-за турецких набегов. Он странствовал по Святым местам Востока, связанным с земной жизнью Христа, так прибыл он и на Патмос. Его поразил прекрасный пустынный остров — всего шестнадцати километров в длину и не более десяти в ширину, безлюдный, окруженный морем, словно созданный Богом для отшельничества. И Христодул отплыл в Константинополь, чтобы испросить у императора позволение на строительство монастыря.

Одну из стен монастырской сокровищницы украшает длинный, почти от потолка до пола развернутый свиток. Он потерт на сгибах и пожелтел по краям, местами подклеен, но прекрасно сохраняет текст, написанный со всеми изысками греческой каллиграфии. Бегущий сверху вниз строй черных строк заканчивается витиеватой красной подписью императора Алексея Комнина со множеством его титулов и с перевязью с его золотой печатью. Эта драгоценная реликвия и есть дарственная на остров, освобождающая монастырь от податей и повинностей «на все времена».

Святой Преподобный Христодул Патмосский, Чудотворец. Икона. Греция, 1610 - 1630 годы. Монастырь Святого Иоанна Богослова на острове Патмос
Источник: Демид / Fotoload

 

Она датирована 11 апреля 1088 года — с этого дня и начинается собственно монастырская история. Эта история вершится на фоне заката Византии: середина XI века — схизма между Востоком и Западом, его конец — нашествия норманов на Грецию и ее острова. Войны на северных границах — с печенегами, на западных — с норманами, на восточных — с турками-сельджуками разрушали гигантскую империю, к правлению Алексея Комнина ее владения совпадали с границами Константинополя. 

Игумен оставался и правителем всего Патмоса, если не официальным его губернатором, то первым из димархов, народных старейшин. Правила монастырской жизни он основал на строгом древнем уставе святого Саввы. На острове не разрешалось селиться мирским людям, кроме мужчин, нанятых для строительства. Но население росло вместе с монастырем. Уже через три года игумен был вынужден принимать рабочих, прибывших с семьями. Для них отводились места в удаленной части острова: рабочие не покидали монастырь пять дней, но на субботу и воскресенье уходили к семье. Монахам запрещалось посещать эти дома; только эконом вместе с двумя братьями заходил в поселения по благословению игумена, если же делал это без разрешения, подвергался эпитимии — двадцати дням сухоядения и воздержания от вина. 

Но умножались селения и расширялись земли, отведенные под огороды и пастбища, богатели островитяне. В бухты все чаще заходили морские пираты и турецкие галеры. Завидев их издали, женщины и дети скрывались в горах, и разбойники грабили опустевшие дома, угоняли скот. Нападали они и на монастырь, монахи тоже спасались в горах, иногда оставляя на произвол судьбы старого игумена. К концу жизни, не обретя и здесь покоя, он вынужден был покинуть Патмос: испросил у императора еще один остров — Кос, основал там монастырь и вскоре там скончался. 

Только через девятнадцать лет после основания обители — около 1117 года — закончилось возведение ее неприступных стен, — монастырь стал

надежным убежищем для братии. Вопреки завещанию первого игумена, мирянам разрешили селиться вокруг монастыря, чтобы их семьи могли укрываться за крепостными стенами при набегах.

Прежде почти необитаемый Патмос, лежащий между островами Эгейского моря и Критом, недалеко от берегов Малой Азии с Эфесом, Милетом и Смирной, со временем превращался в базу Византийского флота. На судах доставляли сюда заморские товары, вокруг пристани Скалы разрастались ряды восточного базара. Каменистые земли, орошаемые кровью и потом, начинали обильно плодоносить. У монастыря появились свои суда, они беспошлинно торговали в пределах византийских морских просторов и выходили под монастырским флагом.

Но на владение этими просторами посягали Венеция и Генуя, которым часто служили капитаны пиратских судов. К концу XII века Патмос и близлежащие острова захватили сицилийцы-норманы.

В 1204 году крестоносцы завладели Константинополем.

А через два с половиной века этот священный город был взят турецкими войсками и стал столицей Оттоманской империи. Четыре века православный восток находился в турецком пленении. И хотя Патмос оставался владением монастыря, его обитатели несли на себе иго иноверцев.

С точки зрения завоевателей христиане были «неверными», хотя Коран признает Иисуса Христа великим пророком, чтит ветхозаветных праведников, и «высочайший фирман» Магомета позволяет христианам оставаться христианами. Если судить по этот указу, можно удивляться веротерпимости турок. Партиарху и епископам дана свобода управлять делами, создавать школы и даже судить свою паству по греческим законам. Церковь может открыто совершать богослужения, крещения и отпевания, праздновать Пасху. В обязанность христиан вменяется лишь уплата завоевателям «хараджа» — ежегодной поголовной подати, но  священнослужители от податей освобождены, а их личности — неприкосновенны. В ведении игумена Патмосского монастыря остались сбор и уплата дани, забота о благосостоянии и безопасности жителей острова, по его благословению заключали браки и разрешали мирские споры.

На самом же деле, «невозможно описать все страдания, унижения и настоящие гонения, которые пришлось пережить Церкви в эти действительно „темные“ века. Все „права“... были совсем не „правами“ в нашем смысле этого слова, а милостью султана... В религиозной истории ислама христиане были «райя» — скот, побежденные, неверные, и никаких прав, никакого гражданства им не полагалось иметь... Очень скоро Оттоманская империя вступила в период государственной „деморализации“, и в ней воцарились произвол, беспринципность и подкуп. Султаны обирали своих пашей, а те обирали христиан. Жаловаться же было некому, — пишет Дмитриевский. — Положение заметно ухудшилось в XVII и XVIII веках — самых безотрадных в церковной истории... В иных местах дело доходило до поголовной резни христиан. Бунты янычар сопровождались страшными кровопролитиями. Они оскверняли храмы, рубили мощи, профанировали Св. Дары. Христианские погромы становились все более и более частым явлением... Вся вторая половина XIX века прошла под знаком христианских восстаний и кровавых расправ со стороны турок. Началась эпоха открытой борьбы и резни в еще небывалых размерах».

И освобождение от турок до сих пор празднуется почти как Пасха Господня.